Президент Ниязов обладает таким даром убеждения,что перед ним не в состоянии устоять даже российский МИД.
Фото Reuters
В Туркмении началась конфискация квартир граждан, имеющих двойное российско-туркменское гражданство. Как стало известно "НГ", под конфискацию попадают те квартиры, жильцы которых в течение нескольких последних дней отсутствовали по месту жительства. По сообщению "Немецкой волны", квартиры конфисковываются сотрудниками службы национальной безопасности, которые вскрывают квартиры и буквально в них вселяются.
В разных микрорайонах Ашхабада уже прошли акции протеста против произвола властей. К митингующим тут же выехали представители местных администраций, прокуратуры и милиции. Однако никаких мер ни по отношению к сотрудникам МНБ, ни к протестующим гражданам принято не было - милиционеры настаивают на том, чтобы лишившиеся жилья жители Ашхабада, забрав свои вещи, переселились к родственникам и прекратили протестовать, поскольку в противном случае к ним будут применяться "жесткие меры", сообщает "НВ".
Кроме того, со вчерашнего дня в Туркмении ужесточилось наказание за недонесение. По данным "Интерфакса", президент Сапармурат Ниязов подписал закон, согласно которому недонесение "о тяжком или особо тяжком преступлении" будет караться сроком до пяти лет лишения свободы, а за укрывательство "преступников" - до восьми. При этом под эту категорию могут быть отнесены родственники оппозиционеров, с которыми еще не успел расправиться режим, и лица, не отказавшиеся официально от российского гражданства.
Еще один новый закон Туркмении разрешает государственной службе регистрации иностранных граждан заниматься оперативно-разыскной деятельностью. Ранее это право имели только министерства внутренних дел, национальной безопасности, разведка, министерства обороны и государственной пограничной службы, а также служба безопасности президента. Кроме того, сотрудники службы могут рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением иностранными гражданами или пригласившими их туркменскими гражданами порядка пребывания иностранцев в Туркмении, и накладывать штрафные санкции.
"НГ" уже писала, что еще 1 марта согласно указу Туркменбаши была создана государственная служба по регистрации иностранных граждан. Задача нового органа заключается, по словам его руководителя Мурада Исламова, который одновременно является депутатом Меджлиса (парламента) Туркмении и руководителем правового отдела аппарата президента, "в осуществление контроля, надзора за исполнением иностранными гражданами законов Туркмении во время их пребывания в стране и проезде транзитом в третьи страны". Госслужба по регистрации иностранных граждан будет выдавать виды на жительство, совместно с другими заинтересованными структурами государственной власти разрешать или запрещать въезд иностранцев в страну, принимать и исполнять некоторые решения по вопросам гражданства.
Вряд ли у кого-то сейчас возникнет желание приехать в некогда гостеприимную Туркмению. Наоборот, по данным ИТАР-ТАСС, только с 3 июня было оформлено более 2600 выездных виз. Около 50 человек в день снимаются с консульского учета и выезжают навсегда из Туркмении. Несмотря на это, из уст российского президента на пресс-конференции 20 июня в Москве звучат слова о том, что положение русскоязычных граждан "не должно ухудшиться". Во всяком случае, в этом Путина заверил Туркменбаши.
А на днях временный поверенный в делах России в Туркмении Андрей Молочков рассказал журналистам в Ашхабаде о том, как хорошо живется российским гражданам. По его словам, "никаких мер, ущемляющих права лиц с двойным гражданством, со стороны властей Туркмении предпринято не было". Дипломат также констатировал "спад ажиотажа" вокруг проблем, связанных с выходом из соглашения о двойном гражданстве между РФ и Туркменией. На встрече с журналистами он заявил, что "ничего трагического и страшного не произошло", значительно "сократилась живая очередь в российское консульство за многократной въездной визой в Россию, которую ранее по решению МИД стали выдавать бесплатно лицам с двойным гражданством". Андрей Молочков подтвердил, что никаких имущественных притеснений выезжающие из Туркмении россияне не испытывают.