На восстановление сквозного железнодорожного сообщения через Абхазию понадобится не более полутора лет. Такого мнения придерживаются грузинские и российские эксперты, встретившиеся на днях в Тбилиси в рамках 31-й сессии Организации сотрудничества железных дорог по вопросам создания скоростного и высокоскоростного движения в сообщении Европа-Азия.
Договоренность о восстановлении железнодорожного сообщения между Сочи и Тбилиси была достигнута в марте во время сочинской встречи президентов России и Грузии. И если раньше официальный Тбилиси в штыки встречал открытие железнодорожного сообщения Сочи-Сухуми, то после переговоров Владимира Путина и Эдуарда Шеварднадзе грузинские власти готовы говорить даже о сквозном движении поездов через Абхазию. Поясняя позицию грузинской стороны в этом вопросе, президент Шеварднадзе не раз отмечал, что Грузия дает согласие на восстановление железнодорожного сообщения в обмен на содействие со стороны России в вопросе возвращения беженцев, в первую очередь в Гальский район. Если эти вопросы не будут увязаны между собой, ни о каком движении поездов через Абхазию речи быть не может, несмотря на то что в этом заинтересованы Россия и Грузия, с одной стороны, и Армения - с другой. Армения в этом ряду упоминается не случайно. Ведь Грузия для нее - единственный коридор в Европу, и блокадное состояние тормозит развитие армянской экономики.
По словам генерального директора ООО "Грузинская железная дорога" Акакия Чхаидзе, главными условиями для восстановления железнодорожного сообщения через Абхазию являются политическая воля и гарантии безопасности в зоне конфликта. Что касается технической подготовки проекта, то грузинские эксперты считают, что необходимо создать трехстороннюю рабочую группу, которая изучит состояние 197-километрового участка железнодорожного полотна, затем следует провести проектные работы, составить смету и только после этого, заручившись гарантиями безопасности российских миротворцев в зоне грузино-абхазского конфликта, начать строительно-восстановительные работы. Чхаидзе отметил, что для подготовительных работ понадобится не более двух-трех месяцев, а для начала движения - не более полутора лет.
Называется и сумма, в которую обойдется восстановление железнодорожного сообщения: проектирование оценивается примерно в 2 млн. долл., а само строительство - минимум 60 млн. долл., поскольку восстановлению подлежит не только само полотно, но и вся сопутствующая инфраструктура. В вопросе финансирования грузинская сторона большие надежды возлагает на международные организации и стран-доноров. Насколько оправданны эти планы и надежды - станет понятно уже к концу этой недели, когда в Тбилиси состоится встреча правительственных комиссий по вопросам восстановления железнодорожного движения на ветке Сочи-Тбилиси.
Тбилиси