Грузия готовится к силовому решению ситуации в Абхазии. Об этом заявил министр госбезопасности Грузии Валерий Хабурдзания журналистам после обсуждения в грузинском парламенте абхазского вопроса.
На последнем пленарном заседании весенней сессии грузинские депутаты так и не смогли лицезреть государственного министра Автандила Джорбенадзе, который по их требованию должен был представить государственную концепцию и конкретный план действий по грузино-абхазскому урегулированию. Госминистр, как всегда, оказался занят. Обсуждение вопроса происходило в присутствии силовых министров при полупустом зале, поэтому никаких конкретных резюме по Абхазии на этот раз парламент представить не смог.
Но кое-какая информация из уст представителей исполнительной власти все же прозвучала. Так, министр госбезопасности Валерий Хабурдзания заявил, что грузинское руководство продолжает придерживаться своего основного принципа в абхазском вопросе - принципа мирного урегулирования путем переговоров, но параллельно (на крайний случай) идет подготовка к силовым методам возвращения Абхазии под юрисдикцию Грузии. По словам министра, существует комплексный план урегулирования конфликта в Абхазии, одним из направлений которого является силовое, и в этом разделе расписаны функции всех силовых структур.
Примечательно, что депутаты не смогли узнать не только более детальной информации о разработанном плане, но и о тех, кто его разрабатывал. Несмотря на проявленное далеко не праздное любопытство, министр по особым делам Малхаз Какабадзе не назвал состава не так давно созданной специальной правительственной комиссии по урегулированию конфликта в Абхазии, возглавляемой лично президентом Шеварднадзе, заявив, что эта информация пока конфиденциальна. Основной акцент он сделал на вопросах реализации сочинских договоренностей президентов Грузии и России по Абхазии, подчеркнув, что на этом этапе грузинская сторона главным считает начать процесс организованного возвращения беженцев в места постоянного проживания, на первом этапе в Гальский район. В его выступлении силовые методы решения абхазской проблемы не звучали, хотя Какабадзе непосредственно занимается вопросами грузино-абхазского урегулирования.
Чем же объясняется такая откровенность его коллеги - министра госбезопасности Валерия Хабурдзания, если учесть, что президент Грузии так открыто эту тему не затрагивал и всегда подчеркивал приоритетность политического метода урегулирования? Эксперты считают, что это обусловлено, возможно, стремлением власти перед выборами продемонстрировать электорату, что самый больной вопрос - Абхазия - решается и будет решен любыми способами. Даже силовыми.
С другой стороны, подготовка к войне может оказаться реальностью. Кое-какие действия грузинской стороны в этом направлении стали слишком уж бросаться в глаза. Это и американская программа "Обучение и оснащение", в рамках которой готовятся батальоны грузинских командос, фактически профессиональные военные, и активизация обсуждения подключения США к процессу урегулирования.
Тбилиси