Компания Alegratrans, дочернее предприятие английской компании Greenoak, объявила о намерении наладить на Каспии танкерную перевозку нефти и нефтепродуктов крупнотоннажными судами. Как заявил генеральный директор Alegratrans Олег Вострунков, с этой целью к 2006 году на российской судоверфи "Красные баррикады" (Астрахань) планируется построить три танкера водоизмещением до 63 тыс. тонн каждый. Но каспийские производители нефти и трейдеры на днях заявили о бесперспективности этой затеи. В числе противников проекта - Каспийское морское пароходство ("Каспар"), являющееся монополистом танкерного флота на Каспии.
Вопрос упирается в то, где взять сырую нефть и нефтепродукты для крупнотоннажных судов. После ввода в эксплуатацию Каспийского трубопроводного нефтепровода практически вся добываемая в Казахстане нефть транспортируется в Новороссийск по трубопроводу. Туркменская нефть, доставляемая танкерами в порт Баку небольшими партиями, вывозится по железной дороге в грузинские порты Батуми и Поти. За год этой нефти набирается не более 2 млн. тонн.
Будущее танкерных перевозок на Каспии трейдеры связывают с нефтепродуктами. Сейчас "Каспар" вывозит их небольшими партиями из Актау и Туркменбаши, а далее в цистернах отправляет в грузинские порты. Этот груз специфичен - для сохранения качества его вывозят специальными танкерами или же танкерами, имеющими секции. Первый такой танкер водоизмещением 12 тыс. тонн построен по заказу "Каспара" и уже спущен на воду. Продолжается сборка еще трех аналогичных танкеров новейшей модификации, способных одновременно брать на борт нефтепродукты 8 наименований.
К тому же Alegratrans не учитывает специфики морских портов на Каспии, считают эксперты. Для крупнотоннажных танкеров придется создавать особые условия: углублять акватории портов и сооружать совершенно новые причалы и терминалы. Средств это потребует больше, чем стоимость самих танкеров, отмечают специалисты. С другой стороны, руководство "Каспара" не видит никакой экономической выгоды от эксплуатации танкеров водоизмещением 60 тыс. тонн на Каспии. Они также неприемлемы и с точки зрения безопасности мореплавания, охраны окружающей среды. По мнению пароходства, самыми оптимальными для работы в Каспийском море являются танкеры грузоподъемностью от 7 до 12 тыс. тонн, с осадкой не более 7-8 м.
Оказывается, Alegratrans, создавая на Каспии собственный флот, рассчитывает на участие в перевозке сырой нефти из Казахстана в объеме 20 млн. тонн, которую планируют транспортировать по строящемуся ныне трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. "Каспар", государственное пароходство, не намерено уступать Alegratrans пальму первенства и отказываться от танкерных перевозок, оставив на приколе 33 судна и тысячи безработных моряков. Пароходство не намерено также перестраивать терминальное хозяйство в порту Баку, чтобы приспособить его к крупнотоннажным судам. Такого же мнения придерживается и руководство казахстанского порта Актау, откуда будет вывозиться нефть.
Баку