Заигрывая с Москвой, Киев ориентируется на западных партнеров. Соответственно активное участие Украины во всех последних надгосударственных экономических проектах имеет своей целью всего лишь отвлечь внимание Кремля от все более тесных контактов Киева с Западом. По сути, к этому свелось сделанное на днях сенсационное заявление Анатолия Гальчинского, "серого кардинала" президента Кучмы, в интервью украинской газете "День".
Киевские источники утверждают, что Гальчинский является не просто советником, но правой рукой украинского президента, сегодня он - единственный приближенный к президенту представитель той команды, которая вместе с Кучмой пришла к власти в 1994 году. С тех пор чаще всего именно Гальчинский бросает пробные камни в новых направлениях украинской политики, озвучивая все наиболее острые стратегические инициативы украинских властей. Тем более что Анатолий Гальчинский в случае чего может прикрыться статусом ученого, поскольку является также директором Национального института стратегических исследований и председателем совета Национального банка Украины.
В своем интервью профессор Гальчинский заявил, что "Россия стремится утвердить себя интеграционным центром на постсоветском евразийском пространстве, и ей очень важно втянуть в это Украину, которая играет в этом проекте функцию критической массы".
Именно поэтому Россия и Украина по-разному воспринимают идею создания единого экономического пространства в рамках СНГ. "Так называемый ослабленный вариант единого экономического пространства базируется на принципах зоны свободной торговли. Этот вариант я поддерживаю. И это, насколько я понимаю, очень близко президенту, поскольку он всегда выдвигал идею создания зоны свободной торговли в пределах СНГ. Но если вопрос об едином экономическом пространстве ставится по варианту, предложенному российской стороной, то здесь, с моей точки зрения, больше политики, чем экономики. Потому что речь идет о Таможенном союзе, возможном валютном союзе, адаптации действующего законодательства", - пояснил советник Кучмы. Единое экономическое пространство, по мнению Гальчинского, возможно и целесообразно только на уровне создания зоны свободной торговли, да и то - исключительно на принципах ВТО, а не на основе интеграционных проектов в СНГ. Он даже выступил с критикой украинского парламента, который недавно поддержал идею создания экономического союза в рамках "четверки" (Украина, Россия, Белоруссия и Казахстан). И хотя украинский президент, как известно, неоднократно заявлял о перспективности такой интеграции, его советник считает, что речь идет о "сугубо российском геополитическом проекте", в котором Украине лучше не участвовать.
По мнению Гальчинского, гораздо перспективнее ориентироваться на Европу: "Россия не имеет перспектив вступить в ЕС, а наша окончательная цель - членство в ЕС". Противоречия во взглядах Украины и России прослеживаются также в вопросе вступления в ВТО. Выступая в качестве экономиста, Гальчинский отверг как "нонсенс" неоднократно высказываемую главами государств идею о "синхронном вступлении" и заявил, что Украина может приблизиться к этой цели уже в текущем году. Вместе с Россией, считает Гальчинский, так скоро не получится, ведь Москва, по его словам, пытается изменять свое законодательство по европейским стандартам, а от Киева требует постепенно подстраиваться под российскую модель, что значительно тормозит темпы украинской евроинтеграции.
Выражая столь неожиданную точку зрения, Анатолий Гальчинский предвосхитил вопросы о возможных политических и экономических опасностях, грозящих Киеву, который вдруг признал, что морочит голову партнерам по СНГ, пытаясь тем временем вести собственную игру. "Экспорт украинских товаров в страны СНГ в 1996 году составлял 47,6%, сейчас - 23,4%, в Россию - 39,9%, сейчас - 17,1%. В то же время в ЕС соответственно было 10%, сейчас - 18,9%. Если учитывать торговлю с ЕС и со странами-кандидатами на вступление, то было 23%, сейчас - 40,8%", - языком цифр пояснил Гальчинский свою уверенность в том, что Украина без России обойдется. Кроме того, по его словам, в последние годы в украинской экономике планомерно развиваются все отрасли, а российские накопления по-прежнему представлены очень нестабильными "нефтедолларами". Все, что противоречит этому мнению, полагает советник украинского президента, продиктовано российскими недоброжелателями, которые видят в Украине "не партнера, а конкурента". Да и Украина, как выяснилось, не в восторге от партнерства с Россией: Гальчинский отметил: "Я с большой осторожностью отношусь к так называемой путинской "управляемой демократии". Это псевдодемократия. Если сопоставлять наши государства, то Украина может занять свое место в мире, и на постсоветском пространстве - в первую очередь, по моему глубокому убеждению, как центр демократии, как демократическое государство". В экономике, по мнению профессора, отличие Украины от России очевидно хотя бы потому, что львиная доля российского капитала работает в тени: "Всем известно о чрезвычайно высокой доле российского капитала в украинской экономике. А официально она составляет 6,5 - 7%. Это 330 млн. долл. на конец года. Капиталы с ЕС - 34% (1,8 млрд. долл.). Почему такая разница? Потому что в большинстве случаев российский капитал приходит по теневым схемам. Мы, конечно, заинтересованы в иностранном капитале, но в таком, который приходит легально. Российский капитал приумножает наши неурядицы - тенизацию экономики".
Украинские эксперты никак не комментируют это заявление, но осторожно отмечают, что все высказанные "серым кардиналом" идеи могут стать основой украинской политики. Возможно, сенсационные изменения в ориентирах и ориентации Киева президент Кучма обнародует уже на следующем саммите СНГ, который запланирован на 19 сентября в Ялте. Если к тому времени Запад в очередной раз не ужесточит свое отношение к Киеву в связи с какими-либо новыми скандалами и разоблачениями действий украинских властей.