В ближайшее время Россия и Белоруссия могут подписать соглашение, которое сдвинет наконец с мертвой точки процесс создания российско-белорусского союза. Это стало реальным после того, как в минувшую субботу в Минске вице-премьер российского правительства Алексей Кудрин и председатель Центрального банка России Сергей Игнатьев получили устное заверение президента Александра Лукашенко в том, что "белорусская сторона поддерживает концепцию, которая предусматривает введение единой денежной единицы и создание единого эмиссионного центра как завершающий этап создания единого экономического пространства", причем права эмиссионного центра будут переданы российскому Центробанку, против чего до этого времени Лукашенко резко возражал. Как известно, президенты России и Белоруссии в свое время заключили соглашение о переходе с 1 января 2005 года на российский рубль в качестве единого платежного средства. В начале своего президентского срока Владимир Путин предлагал перейти на единую валюту уже в 2004 году, но Александр Лукашенко уговорил его повременить еще год. При этом российская сторона настаивала на том, чтобы единым эмиссионным центром служил Центральный банк РФ. А Белоруссия - что таким эмиссионным центром мог бы стать Межбанковский валютный совет, в который вошли бы по 6 человек от каждого Центрального банка. Именно по этому вопросу стороны долго не могли прийти к консенсусу. Впрочем, в последнее время, по словам первого зампреда Банка России Олега Вьюгина, белорусская сторона заинтересовалась деталями устройства валютного союза по российскому сценарию - хотя официального согласия на реализацию проекта в этом виде не давала. Согласие Александра Лукашенко на отказ от валютного суверенитета, пожалуй, главное, что Россия хотела бы услышать от белорусского лидера.
Предложения Минска по тексту будущего соглашения, по данным "НГ", в российском Белом доме получили вчера. А по словам госсекретаря Союза России и Белоруссии Павла Бородина, уже 20-21 июня Лукашенко и Путин смогут ознакомиться не только с полным пакетом документов по введению российского рубля в качестве единой валюты с 2005 года, но и с готовым проектом Конституционного акта Союзного государства. Кроме того, по информации из околоправительственных источников, Путин попросил Лукашенко в течение ближайших двух недель определиться с объединительным референдумом и ясно высказаться по этому поводу.
Что касается последствий введения единой валюты для России и Белоруссии, то они, по мнению ряда экспертов, заключаются в следующем. На россиянах эта "денежная реформа" практически не скажется, поскольку соотношение экономик двух стран - 95 к 5 в пользу России. А вот для белорусов принципиальное значение будет иметь курс обмена белорусских рублей на рубли российские, что в настоящий момент еще является предметом торга. В случае если обмен будет произведен по заниженному курсу, Олег Вьюгин предрекает белорусской экономике подъем: товары, произведенные в республике, станут вполне конкурентоспособными на российском рынке (из-за низких в рублях цен на них), а страну захлестнет волна российских инвестиций - отечественные промышленные конгломераты скупят недорогие в рублевом исчислении белорусские предприятия. Зато если белорусские рубли будут менять на российские по завышенному курсу, то белорусы станут по российским меркам зажиточными гражданами (их сбережения и зарплаты в рублях соответственно окажутся завышенными), промышленные объекты будут довольно неплохо защищены от поглощения российскими конгломератами, зато и о резком экономическом подъеме можно будет забыть - относительно дорогим товарам из Белоруссии не так легко найти сбыт в России.
Между тем в кулуарах самой белорусской власти, по данным источников "НГ", близких к администрации президента Лукашенко, в связи со всем этим неожиданно заговорили о том, что все случившееся в субботу и должное произойти в ближайшие две недели явилось следствием массированного психологического давления Кремля на белорусского лидера с целью извлечения политической и экономической выгоды. Что, собственно, и было достигнуто.
Последней каплей в этом психологическом прессинге - после чего Лукашенко и "сдался" - якобы стала вышедшая на прошлой неделе в московском издательстве "Яуза" "документально-художественная" повесть "Нашествие. Неизвестная история известного президента". В изданном 5-тысячным тиражом и объемом более 200 страниц произведении в предельно жесткой манере и в лучших традициях черного пиара преподносятся неизвестные (правда, во многом только большинству россиян) факты и истории, связанные с лидером Белоруссии Александром Лукашенко и его ближайшим окружением. Белорусский батька выставляется как неврастеник с диагнозом, тайна которого за семью печатями хранится в национальном КГБ, законченный распутник и прелюбодей, политический сатрап и организатор убийств известных и влиятельных в республике людей. Кстати сказать, белорусский КГБ устами руководителя центра информации этого ведомства Александра Базанова уже прямо назвал выход "Нашествия" "проявлением одного из аспектов информационной войны". Стартом же "психологической травли" Лукашенко в Минске называют день выступления Путина с ежегодным Посланием Федеральному собранию. Тогда, напомним, российский президент ни словом не обмолвился ни о строительстве Союзного государства, ни о Белоруссии вообще. Вслед за этим во время недавнего саммита глав государств СНГ в Санкт-Петербурге Лукашенко надеялся на встречу со своим российским коллегой с глазу на глаз, но "пошептаться" о перспективах развития российско-белорусских отношений ему так и не довелось. Лукашенко даже уехал из Петербурга на два дня раньше запланированного. А вернувшись в Минск в прескверном настроении, он сразу же узнал о выходе упомянутой книги.
То, что Лукашенко тут же ее прочитал, сомнений не вызывает. Это, в частности, подтвердила корреспонденту "НГ" в Минске пресс-секретарь президента Наталья Петкевич. При этом она не стала распространяться о личных впечатлениях своего шефа, но сама назвала "эту полиграфическую поделку" "грязью, которая не заслуживает какого-либо комментария".
Тем не менее власти встревожены шествием "Нашествия" по республике. В считанные дни книга стала бестселлером (в то время как в России повесть мало кого заинтересовала). В официальных кругах Минска стало модным преподносить книгу в качестве желанного подарка. А в среде книгопродавцев рассказывают о том, что сотрудники спецслужб (в том числе и переодетые), посланные на книжные рынки и развалы в поисках "книги про Луку" с целью ее конфискации, прежде хотят приобрести "экземплярчик" в личное пользование. Кроме того, по сведениям "НГ", спецслужбы Белоруссии ведут активный поиск тех, кто имел отношение к написанию и изданию "Нашествия". Отрабатывается даже версия о причастности к изданию российских олигархов, которые таким образом якобы давят на Лукашенко за то, что он "не так" собирается выполнять достигнутые договоренности по преференциям российским компаниям в приобретении акций "Белтрансгаза". Что касается белорусского нефтехимического комплекса, то его недавние торги российские бизнес-магнаты попросту бойкотировали из-за неприемлемых условий, поставленных лично Лукашенко.
Как удалось выяснить "НГ", сейчас во властных структурах Минска, отвечающих за поддержание имиджа главы государства, усиленно думают над тем, как бы повернуть "Нашествие" "в пользу Лукашенко". Скажем, вопреки книжным россказням о его пьяных оргиях белорусский президент - и это видят как его сторонники, так и противники - ведет здоровый образ жизни. Наверное, у имиджмейкеров пока лишь одна проблема: другие позитивные примеры для выстраивания президентской биографии в духе "Жизнь замечательных людей" подбираются с трудом.
Минск