Завтра в Москве соберутся на очередное заседание главы стран - участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Стало традицией, что каждая встреча президентов России, Казахстана, Китая, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана - это так называемая "сверка часов" по актуальным международным проблемам. Тем более что проблем после антитеррористических операций в Афганистане и Ираке не убавилось.
Сегодня странам Центральной Азии угрожает новая эскалация напряженности в регионе, заявил начальник информационно-аналитического управления Министерства обороны Киргизии Владимир Бережной. По его словам, террористические формирования в Афганистане переходят к партизанской борьбе, что ставит под удар достижение стабильности в этой стране. А ситуация в Афганистане, как известно, влияет на военно-политическую обстановку во всей Центральной Азии.
Борьба с международным терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и оружия, распространением оружия массового уничтожения, нелегальной миграцией и другими вызовами современности требуют консолидации усилий всех стран. Такова общая позиция руководителей государств - членов ШОС.
Впрочем, аналитики единодушно считают, что ШОС находится только на этапе становления и занимается организационными вопросами, а время активных действий для организации еще не наступило. Особенно скептическим отношение к перспективам "шестерки" стало после активизации другой региональной организации безопасности, созданной в рамках СНГ - ОДКБ.
Доктор исторических наук из Узбекистана Ахад Ходжаев так комментирует ситуацию: "До сих пор сотрудничество стран - участниц ШОС основывалось только на двусторонних соглашениях. Но будущее этой организации зависит от надгосударственных инициатив". По мнению узбекского аналитика, на данном этапе в организации не наблюдается единства мнений. Показательным примером стала проведенная операция в Ираке, которая, как известно, выявила противоречия во внешней политике членов ШОС. Россия и Китай выступали против войны, Таджикистан, Казахстан и Киргизия настаивали на необходимости действий коалиции только в "рамках международного права", а Узбекистан выразил безоговорочную и полную поддержку военных действий США.
Впрочем, ситуация в ближайшее время может измениться, если политический клуб "шести" расширится. Так, одним из основных претендентов на членство в ШОС называют Индию. Перспектива вхождения Индии в эту организацию "поможет стать ШОС мощнейшей структурой безопасности на Евро-Азиатском континенте", полагает президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. По его мнению, это "будет означать продвижение ШОС на юг и восток Азии, где очень перспективным представляется налаживание взаимодействия со странами АСЕАН". Пока Индия раздумывает над этим предложением, соседний Пакистан предпринимает активные усилия к тому, чтобы стать полноправным членом ШОС. Тем более что российский президент Владимир Путин допускает возможность расширения Шанхайской организации сотрудничества, правда, с оговоркой, что произойдет это "не на нынешнем этапе". Поскольку, поясняет он, пока не определена процедура приема в организацию новых государств. Казахский лидер предложил три ступени: партнер по диалогу, наблюдатель и полноправный член организации.
Лидер Киргизии Аскар Акаев неоднократно говорил, что ШОС должна активнее работать в Афганистане. Его поддержал и таджикский президент Эмомали Рахмонов: "Терроризм еще не подавлен, а сепаратизм не побежден. Для того чтобы решить эту задачу, необходимо избавляться от социальных проблем".
Словом, шести президентам есть о чем поговорить при встрече. Тем более что в рамках саммита состоятся двух- и трехсторонние встречи лидеров государств. Но показательно, что одни гости российской столицы остановятся в Кремле, а другие - в "Президент-отеле".