Президент Туркмении Сапармурат Ниязов намерен отныне письменно санкционировать любые передвижения всех военных частей в пределах страны. Кроме того, он будет лично распоряжаться (с формального согласия военного совета республики) относительно проведения военных учений любого уровня. Аналитики считают, что Туркменбаши опасается военного переворота.
Об этом косвенно свидетельствует и то, что на днях Ниязов обвинил своего ближайшего соратника, считавшегося наиболее преданным ему человеком, в причастности к организации покушения на жизнь президента осенью прошлого года. Новым "врагом" объявлен начальник Генштаба вооруженных сил Туркмении, первый замминистра обороны, командующий ВВС страны генерал-лейтенант Сердар Чарыяров. Туркменбаши лично обвинил его в предательстве и освободил от занимаемых должностей. Примечательно, однако, что доказательства вины Чарыярова следствию еще предстоит собрать и представить президенту.
Ситуация тем более невероятна, что Сердар Чарыяров был связан с Туркменбаши, что называется, по жизни: они земляки, вместе начинали трудовую деятельность. В 1979 году Чарыяров окончил курсы КГБ и руководил комитетом ГБ Ташаузской области. Придя к власти, Ниязов назначил Чарыярова министром внутренних дел, а в 1993 году в результате интриг, в ходе которых выяснилось, что сын министра причастен к наркоторговле, Сердар Чарыяров был понижен в должности и назначен замминистра обороны. Информированные источники утверждают, что он вел записи всего, что происходило вокруг Туркменбаши. Архив ныне опального генерала может содержать, например, информацию по наркотрафику и продаже оружия движению "Талибан". Поэтому есть основания полагать, что цель ниязовской охранки - найти эти архивы.
Судя по развитию событий, причиной президентских подозрений в отношении Чарыярова могли послужить сложные интриги врагов последнего. До сих пор считалось, что в стране невозможен переворот, ибо на страже интересов Туркменбаши стоял абсолютно преданный профессионал во главе Генштаба ВС. Теперь ситуация изменилась. Ниязов более не может доверять никому и в случае попытки тех же интригующих кругов устранить его с поста президента вынужден будет надеяться только на себя.
Министр обороны страны Реджепбай Аразов придерживается противоположного мнения. По его словам, Сердар Чарыяров не просто знал о подготовке покушения на президента, но обещал заговорщикам содействие армии, за что рассчитывал "при новой власти" получить должность министра обороны. Министр заявил, что об этом стало известно из показаний уже осужденных на пожизненное заключение участников заговора Бориса Шихмурадова и Гуванча Джумаева.
Аразов также заявил, что Чарыярову инкриминируется причастность к незаконной продаже пяти самолетов Су-17, девяти тысяч автоматов АК-74, полутора миллионов патронов и другого военного имущества. "Проверка продолжается", - подчеркнул министр обороны.
Еще весной 2001 года в Туркмении по такому же обвинению был осужден генерал-полковник Солтанов, который ранее на посту замминистра обороны курировал поставки военной техники. Он помогал курировавшему с 1994 года силовые ведомства Борису Шихмурадову продавать технику и "Росвооружению", и движению "Талибан". Причем именно в то время Ниязову удалось наладить с "Талибаном" дружеские связи, ибо движение выступало в поддержку проекта трансафганского трубопровода, в создании которого крайне заинтересованы туркменские власти. Поэтому можно предположить, что все военные сделки с "Талибаном", в которых позже были обвинены оппозиционеры, осуществлялись с ведома и согласия президента.
По мнению аналитиков, за ситуацией стоят некие внешние силы. Возможно, Россия давит на Туркменбаши с требованием "поскорее сдавать дела". А тот, в свою очередь, спешит расправиться с чрезмерно информированным Чарыяровым. Ведь еще месяц назад Туркменбаши хвалил своего соратника за то, что тот наладил работу в войсках...
С другой стороны, арест Чарыярова - яркое свидетельство того, что в президентском окружении идет острейшая борьба. Судя по всему, тактические победы в этой борьбе одерживают враги преданных Ниязову людей. А это может означать скорое стратегическое поражение самого Туркменбаши.