Переговоры о слиянии "Белтрансгаза" с "Газпромом" намечены уже на эту неделю. Совместное предприятие должно быть создано к 1 июля текущего года, как это прописано в договоре между правительствами двух стран о расширении сотрудничества в газовой сфере. Правда, противоречий между сторонами столько, что ни одна из них не готова говорить не только о результатах, но даже о времени начала переговоров. Главный вопрос: кому достанется контрольный пакет акций в новом СП по транспортировке газа? С белорусской стороны проблемой занимаются Совет министров и лично президент, которые пытаются "не продешевить" с продажей "фамильного серебра" отечественной экономики. Расставаться с ним настолько тяжело, что российской стороне пришлось в конце прошлого года спровоцировать крупный скандал и значительно урезать поставки топлива в Белоруссию - только так удалось ускорить процесс приватизации "Белтрансгаза". Официальный Минск все еще кокетливо заявляет, что пока неизвестно, кто купит акции "Белтрансгаза" и станет соучредителем СП, однако на официальном сайте "Газпрома" белорусское предприятие уже несколько месяцев значится как дочернее.
Белорусская сторона планирует выставить на продажу по конкурсу пакет акций: как варианты рассматриваются 20, 30 либо 48%. В любом случае официальный Минск намерен оставить контроль над предприятием (50% плюс одну акцию) в своих руках. Примерно 1% акций купит персонал "Белтрансгаза" в процессе льготной подписки (на 20% дешевле номинала), и тогда российская сторона сможет претендовать лишь на 48,99% акций. Однако в конце апреля на международном форуме "Газ России-2003" заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Рязанов, курирующий процесс создания СП, прямо заявил: "Мы считаем, что должны иметь не менее 50% газотранспортной системы Белоруссии. Белоруссия говорит, что будет по рыночной цене продавать свои активы. Спорная позиция, потому что их труба без нашего газа ничего не стоит. Так что нам надо будет серьезно договариваться".
Цена "Белтрансгаза", которая определяет стоимость акций, представляется российской стороне слишком завышенной - по экспертным оценкам белорусов, она доходит до 3 млрд. долл. Расчет основан на сравнительных характеристиках газопроводов Украины, Словакии и стран Балтии, но существует несколько методик оценки, и эксперты полагают, что в ходе переговоров "Газпром" попытается сыграть на этом в целях понижения рыночной стоимости "Белтрансгаза".
Минск сопровождает продажу пакета акций своего предприятия рядом условий. Потенциальный покупатель должен располагать собственными ресурсами природного газа, достаточными для обеспечения потребностей Белоруссии: в 2004 году - 19 млрд. кубометров, в 2005-м - 19,5 млрд., в 2010-м - 21 млрд., в 2015-м - 21,9, в 2020-м - 24 млрд. кубических метров газа по оптовой цене пятого ценового пояса России.
Инвестор также должен взять на себя обязательства по дальнейшему строительству Прибугского и Василевичского подземных хранилищ газа, участию в реконструкции белорусской газотранспортной системы и обеспечению социальных гарантий для работников ОАО "Белтрансгаз". То, насколько охотно "Газпром" будет этим заниматься, зависит от позиций, которые он получит в СП. Александр Рязанов рассуждает: "После того как мы войдем в состав учредителей "Белтрансгаза", безусловно, система будет развиваться. Но сейчас неправильно говорить о том, что мы вложим несколько миллиардов долларов или рублей. Если будет выгодно - инвестируем, а если нет, то не будем этим заниматься┘"
Белорусская сторона не исключает возможности неденежной оплаты за пакет акций "Белтрансгаза" - россияне могут внести свою долю в виде пролегающего по территории Белоруссии участка газопровода Ямал-Западная Европа. На продаже акций белорусского предприятия за долги, которой так не желает белорусская сторона, "Газпром" уже не настаивает. Рязанов подтвердил, что в настоящее время Белоруссия платит за газ полностью. Вместе с тем остались незначительные (около 60 млн. долл.) долги прошлых лет. По его мнению, эта сумма все-таки может быть внесена в качестве вклада "Газпрома" при оплате доли в уставном фонде "Белтрансгаза".
Минск