Проблемы обеспечения безопасности и противодействия угрозам терроризма, а также вопросы двустороннего сотрудничества, экономического и политического партнерства обсудили в Москве участники конференции "Российско-казахстанское сотрудничество в XXI веке".
Конференцию приветствовали лично вице-спикеры обеих палат российского парламента Любовь Слиска и Александр Торшин и письменно - руководитель администрации президента России Александр Волошин. От имени президента Казахстана в конференции принял участие первый заместитель руководителя президентской администрации Марат Тажин, который, в частности, отметил, что реальной угрозой для евразийского постсоветского пространства является отставание от мирового экономического и технологического развития. Выпадение из "потока современности", по мнению Тажина, намного страшнее устаревшей боязни "колонизации".
По общему мнению участников конференции, один из наиболее опасных фантомов, который при обсуждении вопросов безопасности усиленно выводится на первый план, - это тезис об особой исламской угрозе. В результате складывается впечатление, что речь идет не об отдельных случаях религиозного экстремизма, сепаратизма или терроризма, а о том, что угроза исходит непосредственно от самого ислама как от религиозного течения, которое исповедуют более миллиарда населения земли, отметили многие выступающие.
Терроризм не имеет религиозной окраски, являясь средством для достижения цели, а не самоцелью. То, что в ряде мусульманских стран мира создаются террористические группы, продиктовано целым рядом причин, но никак не самой религией. В этом ряду классический набор давно известных явлений - от бедности и длительных военных действий до низкого уровня грамотности, слабости гражданских институтов и т.д. "Когда такая гремучая смесь локализуется в определенном регионе - террористический всплеск неизбежен. Неужели кто-то серьезно полагает, что перуанская "Сендеро Луминосо" и ближневосточная "Хезболла" имеют общие религиозные корни? Но они имеют определенное сходство по своей социальной природе", - подчеркнул Марат Тажин. Это мнение поддержал первый замдиректора Антитеррористического центра СНГ Бексултан Сарсеков: "Современный терроризм приобрел массовый характер, имеет организованную структуру, собственную финансовую систему и штаб-квартиры, координирующие деятельность многих на первый взгляд совершенно разных по задачам и целям террористических организаций. И совершенно очевидно, что раз уж мы признаем международный, интернациональный характер современного терроризма и экстремизма, то мы также должны признать эффективность именно международной координации в борьбе с этими явлениями".
Участники форума полагают, что трактовка безопасности как системы военно-политических мер устарела давно. А безопасность центральной части Евразии должна базироваться не столько на идеологических рудиментах или военном контроле, сколько на экономической прагматике. Для этого, в свою очередь, стоит всерьез задуматься над проблемой обеспечения безопасности энергетических проектов, прежде всего в направлениях Север-Юг, Юг-Запад, а также выработать концепцию безопасности Каспия.
Система безопасности всей Центральной Азии не сводится к борьбе с международным терроризмом и наркотрафиком. В долгосрочной перспективе на первый план в регионе выйдут дефицит водных ресурсов и проблемы перенаселения в отдельных аграрных районах. "Для Центральной Азии страшен не столько бен Ладен, сколько дефицит чистой воды", - подчеркнул Марат Тажин.
Председатель комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин отметил, что за последние годы в мировой практике становится правилом силовое решение конфликтных ситуаций. Это, по мнению Кокошина, свидетельствует о том, что идет жесткая борьба не столько за становление демократии, сколько за экономическое пространство. Совместным ответом России и Казахстана этому вызову должна стать прагматичная защита собственных интересов перед лицом конкурентов, считает депутат. Кокошин отметил, что для этого необходимо восстановить рынок, утраченный с распадом СССР. Инструментом создания зоны безопасности для экономического и военно-политического взаимодействия могла бы служить укрепляемая сегодня структура - Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), действующая по принципу Североатлантического альянса, который в свое время сыграл немаловажную роль в экономической интеграции Европы.