0
738
Газета СНГ Интернет-версия

16.05.2003 00:00:00

В Европу - впереди всего СНГ

Тэги: молдавия, дудэу, страсбург


- Считается, что председательский пост, пусть и приятный, достаточно символичен и не будет иметь большого практического значения для страны. Это так?

- Действительно, Молдавия, первой из постсоветских государств вступившая в Совет Европы в 1995 году, с 15 мая будет председательствовать в комитете министров СЕ. Предстоящее полугодовое наше председательствование представляется не столько почетной, сколько ответственной миссией. На Европейском континенте и в мире сегодня весьма неспокойно. Молдавия в качестве действующего председателя СЕ будет оперативно реагировать на происходящие в Старом Свете события, обеспечивать выработку консолидированных деклараций и конкретных предложений по той или иной проблематике. В рамках общих дискуссий, разумеется, мы будем поднимать и непосредственно важные для нас вопросы, например, о неукоснительном соблюдении базового принципа территориальной целостности стран, о создании действенных региональных механизмов по борьбе с торговлей людьми и ее пресечению, об обеспечении мониторинга и регламентирования миграционных потоков, защите прав мигрантов и т.д. И мы надеемся, что наше председательствование поможет, в частности, сделать более эффективным сотрудничество с ОБСЕ и Евросоюзом в сфере приднестровского урегулирования в соответствии с последними инициативами президента Молдавии Владимира Воронина. Этому призвана поспособствовать и международная конференция на тему "Реинтеграция Республики Молдова в постконфликтной ситуации: перспективы, формы и методы", которая пройдет в Кишиневе. К слову, намеченные в молдавской столице на это полугодие многочисленные конференции, семинары и прочие подобные мероприятия с участием зарубежных экспертов тоже посодействуют как практическому вовлечению нашей страны в общеевропейскую демократическую систему, так и активному знакомству с нею европейского сообщества. Поэтому можно заранее прогнозировать, что предстоящее председательствование сделает, по крайней мере, нашу молодую небольшую республику более известной и воспринимаемой для 45 членов СЕ, к которым за предстоящий период присоединится еще одно государство - Монако.

- По словам представителей российского посольства в Молдавии, на правах председательствующего Кишинев мог бы оказать содействие и Москве, скажем, в преодолении политики двойных стандартов европейских структур в чеченском вопросе. Способна и намерена ли молдавская сторона поддержать Россию в этом и каких-либо других аспектах?

- Естественно, мы постараемся воспрепятствовать всяческим попыткам осуществления политики двойных стандартов. В том числе и в отношении нашей собственной страны. Так, мы намерены добиваться реального равенства прав в сравнении с другими балканскими государствами. И в перспективе хотели бы заключить асимметричное соглашение с Европейским союзом о свободной торговле, что бы дало нам возможность беспошлинно поставлять наши товары в ЕС при сохранении пошлин на экспорт оттуда. Аналогичная схема уже действует в отношениях Евросоюза и стран - членов Пакта по стабильности в Юго-Восточной Европе, в который входит и Молдавия. В этом вопросе мы будем взаимодействовать со всеми государствами, в том числе с Российской Федерацией. Возможности нашего сотрудничества в период председательствования обсуждались и в ходе недавних межминистерских консультаций молдавского и российского МИДов.

- Первоначально стратегическим партнером для Кишинева была объявлена Россия, потом была взята ориентация на европейские организации. Сегодня западное направление для Молдавии стало важнее восточного?

- Мы стремимся к последовательности и взвешенности во внешней политике, стараясь обрести стратегических партнеров там, где сосредоточены жизненно важные интересы нашей страны. Разумеется, мы заинтересованы в развитии традиционных связей с постсоветскими государствами, в том числе с Россией. Одновременно для Молдавии, расположенной в Юго-Восточной Европе, важно найти и закрепить за собой место в европейском "поезде", стать активным участником происходящих на данном направлении процессов. В более или менее сходном положении находятся все государства Содружества, стремящиеся наладить сотрудничество с тем же Евросоюзом. Сегодня попытки ограничить чьи-то устремления и кому-то навязать свою волю представляются делом бесперспективным. Подобная рефлексия, естественно, вызывает негативную реакцию.

- Недавнее заявление стран Евросоюза и США о запрещении въезда на их территорию руководителей Приднестровья - из-за отсутствия прогресса в переговорах - было оглашено как раз тогда, когда диалог сторон активизировался, причем приднестровцы заняли в нем вполне конструктивную позицию. Накануне принятия этого решения вы встречались в Брюсселе с руководством ЕС...

- На мой взгляд, говорить о достижении серьезного прогресса в переговорном процессе еще рано. Продекларированная совместная работа над общей конституцией может споткнуться уже на первом предложении. Скажем, пока не ясно, чьим, собственно, основным законом она будет являться. Я не стал бы преувеличивать усердия сепаратистских лидеров, до сих пор преуспевших лишь в бесконечном затягивании диалога. Поэтому можно только приветствовать предпринятые ЕС и США шаги, которые заставили приднестровцев сесть за стол переговоров. Очень важно не потерять сегодня уникальный шанс, когда правящая в Молдавии партия обладает в парламенте конституционным большинством, необходимым для утверждения итоговых документов по урегулированию.

- Кишинев стремится заручиться поддержкой евроструктур и в создании совместных украинско-молдавских постов на границе с Приднестровьем. Эта мера, позволяющая заблокировать приднестровские грузопотоки на украинском направлении, противоречит духу переговоров и известному московскому меморандуму, где оговаривалась необходимость участия Приднестровья в обсуждении внешнеполитических и экономических проблем. Как вы это прокомментируете?

- Все прежние договоренности принимались во имя достижения главной цели - воссоединения земель единого молдавского государства. Однако Тирасполь использовал их только для прикрытия, на практике всемерно укрепляя непризнанную ПМР. В июне 2001 года Молдавия (де-юре включающая в себя и Приднестровский регион) вступила в ВТО и обязалась, в частности, обеспечить единое таможенное пространство на всей своей территории. Разве нормально, что приднестровский участок нашей границы с Украиной по-прежнему остается фактически бесконтрольным? Поэтому мы продолжаем переговоры с Киевом о временном формировании совместных постов на этом пограничном отрезке - по примеру уже созданных украинской стороной с поляками и россиянами. Европейское сообщество готово поддержать нас в этом вопросе. Тирасполь должен будет согласиться на функционирование таких постов.

- Если в начале правления нынешнего молдавского руководства отмечалось похолодание в отношениях с соседними Украиной и Румынией, то сегодня в Кишиневе говорят об их эволюции. Имеются ли реальные подтверждения наступившего "потепления"?

- Всякое государство заинтересовано в выстраивании нормальных добрых отношений с соседями. После подписания базового договора о дружбе и сотрудничестве и пакета сопутствующих документов наше сотрудничество с соседней Украиной успешно развивается. До сих пор мы благополучно разрешали с Киевом возникающие проблемы, в том числе и весьма непростую - по определению нашей границы и компромиссному обмену спорными приграничными участками. Сейчас мы обсуждаем вопросы о молдавской собственности на территории Украины и создании совместных постов на приднестровском участке границы. Ситуация же с Румынией до последнего времени выглядела более сложной. Но сегодня и она меняется к лучшему, в частности, под воздействием требований, которые Евросоюз и

НАТО предъявляют к будущим своим членам. Недавно Кишинев посетил мой румынский коллега Мирча Джоанэ, а в Бухаресте прошло заседание межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству наших стран. В конце года мы ожидаем с визитом румынского президента Иона Илиеску, в ходе которого состоится подписание базового межгосударственного договора, парафированного три года назад.

- В последнее время местные наблюдатели заговорили о вероятности вступления Молдавии в ЕС - первой из стран СНГ. Возможно ли это?

- Нет ничего невозможного. То, что сегодня представляется далеким и зыбким, завтра может стать вполне реальным. Для начала нам предстоит обеспечить внутреннюю реинтеграцию страны, чтобы затем поднять нашу экономику на уровень требований Евросоюза. Для самого ЕС вступление четырехмиллионной Молдавии, видимо, менее проблематично, чем таких больших государств, как, скажем, Россия или Украина. На сегодня политическая составляющая переговоров с Брюсселем продвигается вполне успешно. Мы развиваем наши взаимосвязи в рамках имеющегося соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Добиваемся приема в состав участников процесса в Юго-Восточной Европе. К моменту вступления в Евросоюз Румынии в 2007 году мы хотели бы быть принятыми в ЕС в качестве ассоциированного члена. Чтобы в перспективе можно было говорить и о полноправном членстве в данной организации.

Кишинев


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1296
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
829
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1568
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1518

Другие новости