Cостояние здоровья Гейдара Алиева, несмотря на успокоительные заявления официального Баку, уже сказалось на экономической ситуации в Азербайджане. Показательным в этом смысле местные аналитики считают обнародованное на прошлой неделе решение международных кредиторов о переносе с весны на осень начала финансирования проектов по строительству нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум. Официально объявлено, что причиной отсрочки стала необходимость убедиться в экологической безопасности названных проектов. Однако аналитики считают, что инвесторы скорее всего намерены выждать, чтобы начать финансирование уже при новом руководстве Азербайджана.
Для Баку это может означать угрозу серьезнейшего экономического кризиса. Ведь доля углеводородных ресурсов в общем объеме азербайджанского экспорта составляет 95%, а более трех четвертей бюджета покрывается за счет доходов от продажи нефти. При этом огромные надежды правительства возлагались именно на новые проекты, так как обострившаяся после иракской войны конкуренция на мировом нефтяном рынке потеснила азербайджанских поставщиков. Дело в том, что стоимость добычи нефти на уже разрабатываемых азербайджанских месторождениях типа Азери-Чираг-Гюнешли составляет 6-7 долл. за баррель, что почти в два раза превышает себестоимость иракской нефти. Компенсировать неизбежные потери доходной части бюджета, по мнению аналитиков, возможно было бы за счет увеличения поставок азербайджанского сырья на мировой рынок. Но к началу войны в Ираке шесть компаний, которые вели поиск углеводородов на территории Азербайджана, заявили о нерентабельности дальнейших поисков и отказались от контрактов, выплатив неустойку. Приостановленные таким образом нефтяные проекты оценивались специалистами примерно в 10-12 млрд. долл.
Однако обнадеживающим для официального Баку фактором в столь сложных условиях стала поддержка со стороны администрации США. Пару месяцев тому назад во время последнего визита азербайджанского президента в США лично президент Джордж Буш заверил Гейдара Алиева, что с финансированием строительства двух важнейших для республики трубопроводов проблем не будет. В подтверждение его слов руководство Международной финансовой корпорации (МФК), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и других финансовых институтов обещало в срок и без промедления предоставить необходимые кредиты для покрытия 70% расходов на строительство трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Общая стоимость проекта составляет 2,95 млрд. долл.
Но к сегодняшнему дню ситуацию изменилась. Банки, внезапно и дружно усомнившиеся в экологической чистоте строительства, уже заставили оператора проекта, которым выступает BP Azerbaijan, и его партнеров выделить из собственных средств дополнительно 700-800 млн. долл. Ранее партнеры, как и предусматривалось, уже вложили в проект 895 млн. долл., что составляет 30% стоимости его реализации. Хватит ли этих средств, чтобы завершить уже начатые строительные работы на всех трех участках трубопровода протяженностью 1740 км - азербайджанском, грузинском и турецком?
Собственно, проблема транспортировки и ее стоимости наиболее остро стоит для поставщиков из СНГ. Американский и европейский рынки имеют устойчивые трубопроводные коммуникации и маршруты танкерного транзита. Не обеспеченными в полном объеме остаются рынки Китая и Японии. Заинтересованные азиатские потребители нефти оказывают давление на Россию, чтобы она наконец выбрала путь, по которому сибирская нефть пойдет на внешний рынок. При этом указывается два пути: по одному из них российские компании проведут нефтепровод к порту Находка, расположенному на берегу Тихого океана, по другому - нефть из месторождений в Восточной Сибири следует гнать к китайской границе. К этой точке намерен провести трубопровод и Казахстан, который уже в 2010 году планирует добывать 100 млн. тонн нефти в год. Астана продолжает переговоры с Баку по поводу транспортировки своей нефти по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан, а параллельно - с подачи ведущего разработчика нефти в Казахстане TotaLFinaElf - вынашивает идею строительства трубопровода в Иран.
Возможно, строительство Баку-Тбилиси-Джейхан оказалось в неуправляемой после иракской войны стихии мирового нефтяного рынка. Конечно, сегодня США и Европа больше пекутся об экспортных маршрутах иракской нефти: в каком направлении будет из этой страны вывозиться сырье, когда уровень его добычи достигнет 3-5 млрд. баррелей в сутки. Множество маршрутов - множество вариантов, а это обычно порождает трубопроводную войну, которая, кстати, ведется по тому же сценарию, что обычные войны: сильный покоряет слабого. Пока действует виртуальный вариант, но он уже привлек внимание не только нефтяных компаний вкупе с инженерными корпорациями, но и финансистов. Тех самых, которые могли бы обеспечить кредитами Баку-Тбилиси-Джейхан, ибо делают ставку на потенциально более прибыльные иракские маршруты.
Баку