В ближайшее время Россию ждет значительный наплыв беженцев из Туркмении. В связи с расторжением российско-туркменского соглашения о двойном гражданстве только за минувшую неделю 450 человек отказались от туркменского гражданства и покинули страну. В Туркмении остаются еще более ста тысяч обладателей двух паспортов, которые до 22 июня должны определиться, гражданами какой страны они намерены остаться. Иначе выбор за них сделают туркменские власти, автоматически аннулировав российский паспорт.
О безвыходности ситуации можно судить по открытому письму представителей русской диаспоры в Туркмении, направленному на имя президента Российской Федерации. В письме, в частности, говорится, что "10 апреля стало "черной средой" для сотен тысяч ваших соотечественников. Очень многие "двойные граждане" провели бессонную ночь, переживая и вспоминая ваши слова: "Кто хотел переселиться в Россию, тот уже это сделал". А как быть с теми, кто и не собирался переселяться, а, наоборот, хотел отстаивать интересы русского языка, русской культуры и самого государства Российского в Туркмении? А как быть с теми, кто не в состоянии заработать на переезд в Россию в стране, где безработица превышает 50%? А как быть с теми, кто не может бросить в Туркмении престарелых родителей, друзей, могилы предков или просто любимую работу?"
Как известно, российское гражданство давало возможность населению беспрепятственно выезжать из Туркмении, получать образование в российских вузах. Теперь всех, кто обучался в России начиная с 1993 года, увольняют без объяснения причины. "Отменив соглашение о гражданстве, вы сделали всех этих людей практически невыездными, - говорится в обращении, - то есть способствовали еще большему ущемлению их прав, и без того кастрированных до основания. Взамен вы надеетесь заработать на туркменском газе. Помнится, точно так же Россия собиралась заработать на иракской нефти, узбекском хлопке, кубинском сахаре - ну и как успехи? Поймите, Владимир Владимирович: поддерживая Туркменбаши экономически и политически, вы не только соучаствуете в его преступлениях против туркменского народа, но и позорите на весь мир свою великую страну".
В ответ Кремль проявил озабоченность в связи с развитием событий в Туркмении. В официальных заявлениях говорилось, что речь никогда не шла о том, чтобы придавать новому соглашению обратную силу, что новое решение вообще может вступить в силу только тогда, когда Москва ратифицирует соглашение. Видимо, осознав последствия своего шага, Кремль ищет выхода из сложившейся ситуации.