- Юрий Анатольевич, какие решения приняты по итогам трехсторонней киевской встречи?
- Рабочие группы "Газпрома" и "Нефтегаза Украины" провели достаточно большую работу. Сейчас идет процесс разработки технико-экономического обоснования газового консорциума, разрабатывается и ряд других документов, которые лягут в основу создания предприятия. На прошедшем заседании консультантами были предложены три модели функционирования консорциума. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Совет участников вынес решение о доработке предложенных моделей. Кроме того, по результатам киевского заседания консультанты получили задания по анализу технического состояния газотранспортной системы Украины, перспективному расчету потоков газа, определению объемов необходимых инвестиций для модернизации и развития системы.
- В чем суть предложенных моделей?
- Речь идет либо о покупке газа на границе Украины, либо об осуществлении транзита газа, либо консорциум будет выполнять операторские функции по поставкам газа потребителям. Какая из данных моделей может быть выбрана окончательно, пока сказать сложно. Но я уверен, что прединвестиционная фаза создания консорциума, как и планировалось, будет закончена 31 августа. Сейчас можно говорить о том, что работа по созданию консорциума уже вошла в завершающую стадию.
Все идет по плану. В переговорах с Россией мы проявляем максимальное понимание и гибкость, для того чтобы обеспечить, с одной стороны, защиту интересов Украины, а с другой - инвестиции, в которых так остро нуждается наша газотранспортная система.
- Какой объем инвестиций может обеспечить создание газотранспортного консорциума?
- Мы рассчитываем, что консорциум будет зарабатывать около 150-200 миллионов долларов в год. Эти деньги будут вкладываться в модернизацию и развитие газотранспортной системы. По этому поводу сегодня уже подготовлены и согласованы с российской стороной определенные расчеты.
- Когда к работе над созданием консорциума будет подключена немецкая сторона?
- После того как стали более-менее ясны контуры и задачи консорциума, мы приступаем к переговорам с немецкой стороной на уровне хозяйствующих субъектов. 8 мая в Киев приезжает делегация "Газпрома" во главе с зампредседателя правления, ответственным за этот участок работы, и начинаются переговоры об участии немецкой стороны в представленной модели консорциума. Германия ранее уже излагала свое видение относительно участия в этом предприятии. Но оно было сформировано до предметной работы с российским "Газпромом" по выработке модели функционирования консорциума. Безусловно, в свете последних переговоров с Россией немецкая позиция будет уточнена.
- Какова будет доля немецкой стороны в создаваемом консорциуме?
- Это вопрос переговоров. Наша задача - отработать механизм вхождения немецкой стороны в консорциум как хозяйствующего субъекта. А определение долей будет вынесено на более высокий уровень.
- Желание участвовать в создании газотранспортного консорциума изъявляла также Франция. Были ли достигнуты с этой страной какие-либо договоренности?
- Мы не вели такие переговоры. "Нефтегаз Украины" не выходил за рамки оговоренного формата Россия-Украина, а затем - Россия-Украина плюс Германия. Если президенты двух стран примут решение подключить еще какую-либо сторону, то мы его, безусловно, выполним.
- Украинская оппозиция настойчиво утверждает, что создание консорциума противоречит национальным интересам Украины. Можете ли вы прокомментировать эти заявления?
- Я считаю, что подобные высказывания носят популистский характер, они не подкреплены какими-либо экономическими расчетами. Более того, политики, которые позволяют себе делать такие заявления, далеко не всегда являются экспертами в газовой отрасли. Это звучит просто смешно. С одной стороны, сближение с "Газпромом" позволит Украине увеличить загрузку своей газотранспортной системы. К слову, на сегодняшний день мощности ГТС остаются незагруженными на 25%. С другой - привлекая в консорциум потребителей газа, Украина таким образом привязывает их к определенному маршруту транспортировки. Поэтому западные компании - будущие участники консорциума - станут инвестировать в украинскую газотранспортную систему не из любви к искусству, а в расчете на гарантию стабильности поставок газа в будущем. Это нам выгодно.
Киев