Минувший уик-энд Владимир Путин провел в Душанбе. Это далеко не первый рабочий визит главы российского государства в Таджикистан. И тем не менее встречали московскую делегацию - а президента сопровождали Сергей и Игорь Ивановы, Владимир Рушайло, Сергей Шойгу и Виктор Христенко - как самых желанных гостей.
Вдоль трассы от аэропорта до правительственной резиденции каждые сто метров стояли милиционеры. Их форма, кстати, мало отличается от российской и довольно странно смотрится на фоне традиционных цветастых нарядов местных жителей. Гостей также встречали плакаты "Сотрудничество - это основа процветания наших народов". Трудно сказать, понятно ли было самим душанбинцам, о каких именно народах идет речь. А вот журналисты уже знали: имелись в виду народы России, Таджикистана, Киргизии, Казахстана и Белоруссии, интеграции которых был посвящен второй пункт программы - воскресный саммит ЕврАзЭС.
В первый же день обсуждались в основном двухсторонние российско-таджикские отношения. Президенты двух стран говорили о совместной борьбе с наркотрафиком, о регулировании трудовой миграции, об оптимизации зоны свободной торговли, о правовом статусе 201-й дивизии. Шла речь и о некоторых совместных бизнес-проектах. В частности, Россия изучает возможность участия в завершении строительства Сангтуддинской ГЭС на реке Вахш. В реализации проекта стоимостью в 540 млн. долл. может принять участие и Казахстан, который способен сыграть роль буфера при передаче дешевой таджикской энергии на юг Урала и Сибири. Так что эту тему обсуждали на воскресной встрече в формате "пятерки". Впрочем, если судить по отсутствию в составе делегации Анатолия Чубайса, чье имя первоначально значилось в списке визитеров, это дело не ближайшего будущего.
По итогам двухсторонней встречи планировалось подписать договор о строительстве передающей ТВ-станции, которая помогла бы улучшить российское телевещание в Таджикистане, а также передавать сигнал на территорию Афганистана. На вопрос корреспондента "НГ", насколько коммерчески выгоден этот проект, замглавы кремлевской администрации Сергей Приходько (он курирует международную политику) лишь улыбнулся: "А вы как думаете?" А потом уже серьезно сказал, что Москва высоко оценила недавнее решение таджикских властей, распорядившихся возобновить в полном объеме изучение русского языка в средней школе. Как бы то ни было, в субботу соглашение о строительстве ретранслятора не подписали. Проблема, видимо, требует дальнейшей проработки.
Еще один непростой вопрос - как реструктурировать таджикский долг России, превышающий четверть миллиарда долларов. Предлагается уже апробированная в других республиках СНГ схема: в счет погашения долга Россия получает акции местных предприятий. Нашу делегацию (недаром в ее составе был Олег Дерипаска) интересовал, в частности, Таджикский алюминиевый завод. Это одно из немногих высокорентабельных предприятий - вокруг которого, кстати, в начале 90-х разгорелась подлинная криминальная война с использованием бронетехники. Теперь завод может вполне мирным путем стать российской собственностью. Переговоры, впрочем, продолжаются.
Ближе к вечеру в Гербовый зал загородной резиденции Эмомали Рахмонова, где шли переговоры, проследовала делегация молодых и весьма эффектных таджичек. Журналисты с изумлением и почтительностью расступились, пропуская во дворец "финалисток конкурса "Восточная красавица" (так их сразу назвали). Но это были, конечно, не конкурсантки, а солистки вокального ансамбля "Славяне" и танцевальной группы "Зебо".
Наконец журналистов тоже пригласили войти - на мини-брифинг. Поначалу казалось, что это будет чисто официозное мероприятие. Главы государств говорили о том, что сотрудничество налаживается, но пока еще не такими темпами, как хотелось бы. Оно, констатировал Эмомали Рахмонов, "не отвечает имеющемуся потенциалу". Ему вторил Владимир Путин: "Объем пока маловат, но тенденции неплохие". И тут к микрофону подошел корреспондент из русской службы Би-би-си (приехавший из Москвы, но по внешности таджик). Все притихли, ожидая чего-то скандального. И не обманулись. Это был даже не вопрос, а 5-минутный спич о том, как унижают таджиков в России, как не дает им прохода милиция, как чиновники чинят препятствия, как представители власти оскорбляют таджикский народ в прессе. "Это такая политическая линия?" - с вызовом спросил журналист. Владимир Путин как будто ожидал этого вопроса - настолько хладнокровно и без тени гнева он отвечал: "Ваш вопрос звучит провокационно. Вы знаете, что делаете, и делаете это неплохо". В голосе президента послышались чуть ли не уважительные нотки: "Но посмотрите, как профессионально работают засланные казачки". После этого президент штрихами очертил истинную линию Москвы: "Россия заинтересована в притоке трудовых иммигрантов, особенно из русскоговорящих республик. Россия будет привлекать трудовые ресурсы туда, где они нужны российской экономике. Они не будут и не должны унижаться... Что же до прессы - у нас есть разная пресса: есть серьезная и есть "желтая". Мы не контролируем СМИ и не намерены контролировать". Президент сказал, что уже в мае может быть подписано специальное двухстороннее соглашение по трудовой миграции. Местные наблюдатели говорят, что проблема для Таджикистана действительно очень остра. Практически каждый третий трудоспособный житель Таджикистана выезжает на заработки за рубеж, в основном в Россию. Здесь постоянно находятся, по некоторым подсчетам, до 2 млн. таджиков.
Уже ночью Владимир Путин участвовал в пасхальной службе в единственном православном храме Душанбе Свято-Никольской церкви. Утром российский президент посетил 201-ю дивизию. На совещании с дивизионным командованием Путин сделал весьма примечательное заявление по поводу ситуации в Афганистане: "До полного умиротворения там еще далеко. Более того, в последнее время фиксируется значительная активизация восстановления структур "Талибана" и "Аль-Каиды". Эти слова российского президента можно трактовать как некое послание Вашингтону: в пылу иракских коллизий американцы забывают об афганских проблемах. В Москве и Душанбе к угрозе восстановления влияния талибов относятся со всей серьезностью. В этом смысле особо возрастает роль 201-й дивизии, которую планируют превратить в полноценную военную базу. "Мы планируем дальнейшее укрепление нашего присутствия здесь, - сказал Путин. - Президент Таджикистана эти наши планы поддерживает".
А во второй половине воскресенья состоялся саммит ЕврАзЭС. Список вопросов был сходен с теми, что обсуждались во время субботнего диалога: возможность увеличения товарооборота, совместное использование гидроресурсов, урегулирование проблем трудовой миграции, пресечение наркотрафика.
Душанбе