Российско-таджикские отношения за последнее время претерпели ряд существенных изменений - от полного равнодушия до явного раздражения. Сначала Таджикистан ориентировался исключительно на стратегическое партнерство с Москвой - только в этой центральноазиатской стране дислоцируются российские войска. В ходе предстоящего визита президента Владимира Путина в Душанбе 201-я мотострелковая дивизия официально получит статус военной базы. Российская и таджикская стороны подпишут соглашение сроком на 5 лет о создании 4-й российской военной базы на основе 201-й дивизии.
Кроме военно-политического сотрудничества, Россию до сих пор не интересовали другие сферы деятельности. На протяжении длительного времени Душанбе предлагал Москве разнообразные экономические проекты. "Самые крупные месторождения серебра в мире - это у нас Канимансур. Мы его оставили для российских инвесторов, - сказал "НГ" президент Эмомали Рахмонов. - Расторгли контракты с некоторыми иностранными фирмами в интересах России". Однако, не дождавшись ответа Москвы, Таджикистан пошел на сближение со странами Запада.
Москва осталась недовольна активным сотрудничеством Душанбе с США, особенно возможным созданием на таджикской территории американской военной базы. Таким образом, таджикско-российские отношения дали трещину. По мнению некоторых экспертов, визит российского президента Владимира Путина в Душанбе среди прочего рассчитан и на то, чтобы "спасти" заметно охладевшие в последнее время отношения между Таджикистаном и Россией.
Между тем одного желания Москвы вернуть утраченные позиции в Центральной Азии мало. России теперь придется соперничать со странами Запада, которые уже обосновались здесь и более того - вложили десятки миллионов долларов. Если Россия хочет восстановить свой контроль над регионом, ей придется принять участие в становлении промышленности. Так, в преддверии визита российского президента Таджикистан попросил у России помощи в восстановлении ключевой гидроэлектростанции республики Рогун. Депутаты Госдумы заверили директора Рогунской ГЭС Зиоратшона Ашурова в том, что такая помощь будет оказана. Для завершения строительства этого стратегического объекта потребуется более 2,5 млрд. долл., при этом в бюджете Таджикистана на текущий год на эти цели заложено всего 190 тыс. долл.
Строительство, восстановление энергетических объектов - тема приоритетная, и рассматриваться она будет не только на двусторонних переговорах, но и на заседании ЕврАзЭС, которое состоится в Душанбе сразу после встречи на высшем уровне в рамках Договора о коллективной безопасности (ДКБ). Тем более что в ходе заседания ЕврАзЭС будет создана межгосударственная группа, которая займется проработкой механизмов создания единого энергетического рынка в рамках ЕврАзЭС.