Идея создания ОДКБ окончательно оформилась на недавнем заседании ДКБ в Москве.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В конце недели российскому президенту придется заниматься интеграционными проблемами в СНГ. В субботу Владимир Путин в Душанбе встретится с главой Таджикистана Эмомали Рахмоновым. В воскресенье российский лидер примет участие в саммите Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в которое помимо нашей страны входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. В понедельник на встрече участников Договора о коллективной безопасности к ним присоединится и Армения. Встреча в Душанбе станет определяющей для будущего этих альянсов: пока ЕврАзЭС и ДКБ далеки от того, чтобы стать по-настоящему эффективными организациями СНГ.
Однако в эти дни в Душанбе завершится создание на базе ДКБ нового военно-политического органа - Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Планируется, что к уже существующим Коллективным силам быстрого развертывания (КСБР) прибавятся постоянно действующие оборонные структуры. А до 1 января 2004 года в Москве будет сформирован объединенный штаб ОДКБ, который должен возглавить Анатолий Квашнин. О серьезности намерений превратить умирающую оборонную структуру в реально действующую говорит грядущее назначение бывшего секретаря Совбеза Николая Бордюжи на должность генерального секретаря Совета коллективной безопасности.
В остальном лидеры бывших советских республик на встрече в Душанбе скорее всего сконцентрируются на экономических вопросах. К тому же политический фон для этих переговоров - не слишком приятный. Нынешние участники саммита в Таджикистане поддержали позицию Москвы, протестующей против военных действий в Ираке. Однако война оказалась совсем не такой, какой представлялась России и ее союзникам. Эти страны СНГ оказались уже не в "лагере мира", а в стане проигравших.
На этом фоне особенно болезненна для собравшихся в Душанбе позиция, занятая Украиной. Киев последовательно поддерживал США в войне против Ирака. Это укрепило положение Украины, в том числе и на постсоветском пространстве. При этом хорошо известна украинская позиция по отношению к ЕврАзЭС: упирающийся Киев давно и безуспешно призывают присоединиться к Сообществу. В этом смысле намечающийся "союз четырех" - альтернативная попытка включить Украину в процесс постсоветской интеграции. Многие эксперты полагают, что Киев присоединился к "четверке" скорее по предвыборным соображениям Леонида Кучмы, а не из-за экономической прагматичности. Украина уже не скрывает своих планов вхождения с ЕС.
Что касается ОДКБ, то официальному Киеву намного перспективнее кажется идея вступления в НАТО, чем присоединение к военному блоку в рамках Содружества. Армения, как и Украина, будет участвовать на душанбинском саммите в статусе наблюдателя.
Между тем созданное в 2000 году по инициативе казахского президента Нурсултана Назарбаева Сообщество фактически не решило ни одной из поставленных перед ним задач. Зона свободной торговли теоретически существует, но фактически использовать ее преимущества по тем или иным причинам не удается: товарооборот между членами "пятерки" по-прежнему невелик.
Ко всему прочему статус ЕврАзЭС подрывает организация "союза четырех". Сначала наблюдателям показалось, что новое объединение является простым дублером Сообщества. Но создатели "четверки" все чаще дают понять, что речь шла совсем о другом: в частности, вице-премьер России Виктор Христенко даже заявил, что вновь созданная организация - последний шанс сформировать эффективное экономическое объединение на постсоветском пространстве. Основное преимущество "четверки" перед ЕврАзЭС заключается в том, что новый альянс объединяет сильнейшие в экономическом плане государства Содружества. Кроме того, сейчас для России стратегически важно, чтобы присоединение к ВТО бывших республик СНГ происходило синхронно и на одной основе. В структуре ЕврАзЭС это уже проблематично: в 1998 году один из членов Сообщества - Киргизия вступила в ВТО.