- Николай Тимофеевич, в Москве вы провели переговоры с председателем правления ОАО "Газпром" Алексеем Миллером. По некоторым сведениям, речь идет о готовящемся подписании соглашения о разведке и освоении месторождений газа сроком на 25 лет. Насколько оправданны такие далеко идущие планы? Свидетельствуют ли они, что в ближайшей перспективе Киргизия может стать одной из основных "газовых стран" СНГ?
- Да, мы договорились подготовить к подписанию соглашение между правительством Киргизии и компанией "Газпром" о масштабном и долгосрочном сотрудничестве в газовой сфере. Пока речь идет о рамочной договоренности. А основные условия и принципы совместной работы по разведке и добыче природного газа, а также реконструкции, модернизации и созданию новых газотранспортных мощностей в Киргизии будут обсуждаться и утверждаться в мае. Рассказать об этих проектах я готов позже, когда все детали будут утверждены.
- На заседании межправительственной российско-киргизской комиссии обсуждалась возможность погашения Бишкеком долга перед Москвой частичной передачей пакетов акций киргизских госпредприятий. Можно ли конкретизировать этот вопрос?
- Долговая проблема не впервые встала в повестку дня. Сегодня мы не исключаем возможности погашения своих долговых обязательств путем передачи активов киргизских предприятий российской стороне. В настоящее время изучается возможность приобретения таких пакетов акций предприятиями Урала и Сибири.
- Темой состоявшихся в Москве переговоров стала также проблема реабилитации урановых "хвостохранилищ", для чего, по оценкам специалистов, требуется не менее 50 миллионов долларов. Насколько верна информация о том, что этот проект готова профинансировать Россия?
- Российская сторона действительно выразила готовность оказать содействие в подготовке технического проекта консервации "хвостохранилищ", в частности Каджи-Сайского. И на это Россией будут выделены соответствующие финансовые средства.
- Как сказывается на внутренней экономической и политической ситуации в Киргизии присутствие на территории страны американских и российских военных? Планирует ли Бишкек в будущем отказаться от военного сотрудничества со столь полярными партнерами и перейти к политике одновекторности?
- Из центральноазиатских государств Содружества Киргизия оказалась в числе первых, испытавших на себе угрозы международного терроризма. Попытка прорыва государственной границы нашей страны бандгруппами, прошедшими подготовку в Афганистане, была пресечена совместными усилиями государств - участников Договора о коллективной безопасности. С другой стороны, масштабная антитеррористическая операция в Афганистане усилила безопасность нашей страны. Только благодаря усилиям международного сообщества, представленного силами антитеррористической коалиции, возглавляемой США, гнездо терроризма было ликвидировано.
Международная авиабаза в аэропорту "Манас" является элементом международной антитеррористической коалиции. А военно-воздушная база ДКБ в Киргизии тоже носит многонациональный характер. Присутствие на территории нашей страны военного контингента как в рамках антитеррористической операции, так и в рамках ДКБ, безусловно, положительно сказывается на мире и спокойствии и в Киргизии, и в регионе в целом. Поэтому я не считаю оправданным сделанный вами акцент на "полярном сотрудничестве". Киргизия при формировании своих отношений с другими государствами исходит из принципа "и/и", а не из принципа "или/или".