Власти позаботятся о том, чтобы на Украине не осталось больше оппозиционных газет.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Генеральная прокуратура Украины возбудила уголовное дело по фактам публикации в украинских СМИ материалов, которые "направлены на препятствование исполнению служебных обязанностей и подрыв авторитета президента страны". По данным Радио "Свобода", в этом уголовном деле фигурируют по меньшей мере пять средств массовой информации - газеты "Информационный бюллетень" (Кременчуг), "Черкасская правда" (Черкассы), "Ровненский диалог" (Ровно), "Позиция" (Сумы) и "Антенна" (Черкассы). Пресс-секретарь украинского генпрокурора Святослава Пискуна Полина Башкина на вопрос, соответствует ли действительности приведенная Радио "Свобода" информация, ответила: "К сожалению, эта тема не комментируется┘"
Отказ пресс-секретаря прокомментировать перечень изданий, которые подозреваются Генпрокуратурой в оказании давления на президента страны, выглядит как нежелание украинских правоохранителей четко обозначить круг "подозреваемых". В результате спекуляции вокруг этого весьма спорного, по мнению юристов, начинания Генеральной прокуратуры в перспективе не прекратятся. Кроме того, молчание Башкиной противоречит обещанию самого генпрокурора уже в ближайшее время проинформировать общественность о ходе расследования "подрывных" уголовных дел. Так, на прошлой неделе Пискун признал: "Я действительно возбудил уголовное дело или даже несколько дел, связанных с оскорблением и препятствованием в работе. Это не касается лично президента. У нас есть много политических деятелей: к ним относится и лидер фракции "Наша Украина" Ющенко, и лидер фракции коммунистов Симоненко, и другие, относительно которых есть оскорбительные материалы. Народные депутаты обратились в Генеральную прокуратуру. В связи с этим и возбуждено дело по факту нескольких оскорбительных материалов, только кого оно будет касаться - покажет следствие".
Генпрокурор не уточнил, по какой именно статье было возбуждено дело, в то время как, по данным киевского Института массовой информации, дело # 49-1120 было возбуждено по части 1 ст. 334 Уголовного кодекса Украины "Вмешательство в деятельность государственного деятеля". В этой статье говорится о "незаконном воздействии в какой-либо форме┘ с целью воспрепятствовать исполнению служебных обязанностей или добиться принятия незаконных решений" на президента, главу Верховной Рады, народных депутатов и ряд представителей исполнительной власти. Эти действия караются лишением свободы на срок до трех лет.
Возбужденное Генпрокуратурой "подрывное" дело уже успело получить широкий резонанс в украинских СМИ. Все юристы, прокомментировавшие его правовую составляющую, сходятся на полной бесперспективности начинания Генпрокуратуры. В частности, известный киевский юрист Богдан Ференц в интервью влиятельному украинскому еженедельнику "Зеркало недели" отметил: "Что касается законности или незаконности содержания конкретных публикаций, то этот вопрос должен решаться исключительно в рамках Закона Украины "О средствах массовой информации и прессе". "Это практически пустое уголовное дело", - солидарен с ним его коллега Григорий Гинзбург. - В частности, потому, что доказать цель - стремление действием воспрепятствовать выполнению служебных обязанностей - практически невозможно. Так что как возбудили это дело, так его и закроют. И к прессе данная статья УК вообще не может иметь отношения".
Что касается возможных последствий этих уголовных дел непосредственно для украинских СМИ, то их прокомментировала в интервью корреспонденту "НГ" известный украинский эксперт в области массмедиа, главный редактор специализированного издания "Телекритика" Наталья Лигачева: "Если по 344-й статье УК действительно возбуждены уголовные дела, это будет обозначать фактический запрет на журналистскую деятельность на Украине. Ведь в этом случае любую публикацию о деятельности президента можно будет расценивать как способ воспрепятствовать исполнению прямых обязанностей главы государства. Кроме того, я задаю вопрос: почему Генпрокуратура возбудила уголовное дело против региональных СМИ? По-моему, единственная цель этого начинания - запугать региональных журналистов. По сравнению со столичными журналистами, работники региональных СМИ гораздо меньше защищены от давления властей, в том числе местных. И поскольку действующее законодательство делает крайне сложной процедуру закрытия нелояльных СМИ, способ запугивания журналистов остается практически единственным средством для подчинения региональных массмедиа". Лигачева также отметила: "Власть считает, что информационное пространство Украины должно быть полностью контролируемым".
О том, что уголовное дело о подрыве авторитета президента связано с предстоящими через полтора года президентскими выборами, речь в формулировке прокуратуры, конечно, не идет. Однако с большой долей уверенности можно предположить, что именно тотальный контроль информационной сферы на этих выборах и является основной целью "подрывной" инициативы украинских блюстителей закона.
Киев