Ниязов мечтает, чтобы его ручку целовали и граждане России
Сегодня в Москву для подписания крупномасштабного контракта с "Газпромом" приезжает президент Туркмении Сапармурат Ниязов. Пресс-служба "Газпрома" уклоняется от комментариев на эту тему. Но из неофициальных источников стало известно, что контракт предусматривает закупку российским РАО всего туркменского газа.
По сведениям "НГ", Туркменбаши готов подписать контракт с одним-единственным условием: в обмен на газ он требует выдать экс-главу Центробанка Худайберды Оразова и бывшего посла Туркмении в Анкаре Нурмухамеда Ханамова, получивших гражданство России. На родине они приговорены к пожизненному заключению по обвинению в организации покушения на президента Ниязова. На деле же, по свидетельству очевидцев и родственников задержанных оппозиционеров, их ждут пытки и истязания. Вопрос о широко применяемых правоохранительными органами Туркмении пытках последнее время постоянно стоит в повестке заседаний ООН, ОБСЕ и других международных организаций. На 59-й сессии ООН в Женеве участники пришли к решению о необходимости принятия резолюции по правам человека в Туркмении. Данную резолюцию намерены поддержать представители Евросоюза и США. Впрочем, скептики считают, что даже резолюция ООН вряд ли существенно изменит внутреннюю политику Туркменбаши.
В Ашхабаде Туркменбаши заявил депутатам, что Оразов и Ханамов находятся на территории России и он уже "говорил по телефону с президентом России". "С Божьей помощью, - заверил Туркменбаши, - мы задержим их". И действительно, по информации "НГ", Россия фактически готова на такую сделку несмотря на то, что ни одно государство в мире не выдает своих граждан, совершивших преступления на чужой территории. На основании материалов расследования они подвергаются судебному преследованию и отбывают наказание на территории того государства, гражданами которого они являются.
Заключая соглашение с Туркменией, Москва поддерживает действия официального Ашхабада, несмотря на явные нарушения международных норм. Этим "газовым контрактом" Москва надеется расширить свое влияние в Центральной Азии и восстановить утраченные геополитические позиции.
Расследование "НГ" показало, что визит президента Ниязова совпал с масштабными военными приготовлениями в Туркмении. Туркменбаши готовится к войне и ищет себе влиятельных союзников. О подготовке к войне говорит значительное усиление охраны госграниц, о чем свидетельствуют материалы совещания силовиков, которые оказались в распоряжении "НГ", а также переход на полное самообеспечение. Так, национальная валюта будет теперь печататься в Туркмении, а не в Англии, как раньше. Кроме того, и Россия лишь наполовину будет расплачиваться за туркменский газ деньгами, вторую же часть составят поставки оружия.
Президент Туркмении опасается, что, разобравшись с Ираком, американцы могут заинтересоваться и его персоной. В данном случае одним из основных звеньев "оси зла" может стать вовсе не Иран, справиться с которым Америке будет сложно; даже не Северная Корея, которая не угрожает американским экономическим (особенно энергетическим) интересам, а Туркмения, которая, подобно Ираку, обладает огромными запасами нефти и газа.
О том, что подготовка к войне стала актуальнейшей политической темой в Туркмении, может свидетельствовать также ряд политических событий, не имеющих прямого отношения к оборонке. По мнению экспертов, именно в таком контексте следует рассматривать предстоящий визит Туркменбаши в Москву, где он намерен подписать двадцатипятилетний контракт на продажу туркменского голубого топлива "Газпрому" и межгосударственное соглашение о российско-туркменском сотрудничестве в газовой сфере до 2028 года.
Туркмения, по собственной оценке, готова экспортировать ежегодно до 100 млрд. кубометров газа. 6,5 млрд. кубометров закупает Иран. Основной экспортный поток газа из Туркмении уходит по северному маршруту в Россию.
Однако существенной проблемой для республики остается пропускная система центральноазиатских газопроводов. В настоящее время она составляет 45-50 млрд. кубометров в год и без существенных инвестиций расширена быть не может. Предполагается, что инвестором станет "Газпром".
Причем до тех пор, пока мощности трубопровода не будут увеличены, значительная часть туркменского газа будет уходить иным потребителям по ранее заключенным контрактам. Около 10 млрд. кубометров газа покупает "ИТЕРА", которая затем по межправительственным соглашениям поставляет его в страны Закавказья и в Латвию. Контракт "ИТЕРЫ" заканчивает свое действие уже в этом году. Кроме того, в мае 2001 года Украина заключила долгосрочный, пятилетний контракт с Туркменией на поставку 250 млрд. кубометров газа. Однако затем Украина снизила объем своих закупок до 35 млрд. кубов, которые закупаются в интересах "Нафтагаза Украины". Таким образом, практически все мощности газопровода сегодня загружены в пользу "ИТЕРЫ" и "Нафтагаза Украины".
Уже с 2004 года "Газпром" получит возможность закупать лишь 10 млрд. кубометров туркменского газа - на сумму около 420 млн. долл. По истечении срока действия украинского контракта объемы закупок могут возрасти еще на 35 млрд. кубометров (около 1,5 млрд. долл. ежегодно).
"Ценовая политика Туркменбаши для всех одинакова: газ на границе с Узбекистаном стоит 42 доллара США за тысячу кубометров, - пояснил пресс-секретарь компании "ИТЕРА" Сергей Остапов. - Сапармурат Ниязов заявил, что ему по большому счету все равно, кто именно будет закупать у него газ, так что и для "Газпрома" вряд ли будет сделано исключение". При этом Туркменбаши дал понять участникам рынка, что в будущем году цена может быть увеличена до 44 долл. за тысячу кубометров.
Газ из Туркмении в страны СНГ "ИТЕРА", которая с 1994 года занималась его поставками в СНГ, доставляла через территорию Узбекистана и Казахстана. В каждом случае заключались специальные соглашения о транспортировке. Стоимость транзита через Центральную Азию в "ИТЕРЕ" раскрыть отказались, сославшись на коммерческую тайну.