В Молдавии приступают к формированию совместной молдавско-приднестровской конституционной комиссии, которой предстоит разработать основы Конституции федеративного государства - "объединенной" Молдавии. Спустя полгода она должна представить проект Основного закона страны. Следом запланирован референдум о принятии новой Конституции (не позднее 1 февраля 2004 года) и выборы федеральных органов власти (до 25 февраля 2005 года).
Параллельно представителям сторон предстоит определить и механизм гарантий безопасности будущих договоренностей. В связи с этим взамен нынешней миротворческой предполагается осуществить "военно-гарантийную операцию". Такая формулировка впервые была обнародована первым замминистра иностранных дел России Вячеславом Трубниковым во время недавнего приезда в Молдавию. И наблюдатели теперь гадают: что бы она значила? И "примеряют" ее к известным вариантам. Предполагают, например, что в дальнейшем речь пойдет о переводе здешней миротворческой операции под эгиду международной организации вроде ОБСЕ. Или, напротив, утверждают, что этим термином камуфлируется намерение Москвы восстановить - в связи с последними событиями в мире - свое военное присутствие в регионе и создать здесь собственную военную базу.
Что касается последнего, то представитель РФ в Объединенной контрольной комиссии Олег Астахов назвал эти разговоры досужими: Россия намерена выполнить свои известные стамбульские обязательства. Что же касается возможности перевода миротворцев под эгиду ОБСЕ, то, по его мнению, эта возможность выглядит проблематичной, так как ОБСЕ не обладает необходимым механизмом военного обеспечения подобных акций.
В свою очередь, представитель Приднестровья в Объединенной контрольной комиссии трехсторонних миротворческих сил Владимир Боднар пояснил "НГ", что против создания здесь российской военной базы непременно выступит Запад. И к его голосу Кишинев, конечно, прислушается. Для Тирасполя же важно избежать осложнений, которые могут возникнуть, если идея о российской базе не понравится соседней Украине. Кроме того, заметил Боднар, международный статус миротворческих сил не служит абсолютной гарантией: скажем, присутствие в буферной зоне контингента ООН не помешало США и коалиции развернуть боевые действия против Ирака.
В то же время побывавший здесь на прошлой неделе действующий председатель ОБСЕ и министр иностранных дел Голландии Яаап де Хооп Скеффер заявил, что миротворческая операция должна быть как можно более широкой: при желании в ней могут принять участие все страны - члены ОБСЕ, а не только Россия с Украиной. Таким образом Запад стремится до донышка выдавить "тюбик" российского военного присутствия. И не намерен позволить России использовать новый формат для долговременного закрепления здесь воинского контингента и сохранения своей ведущей роли в миротворчестве.
Кишинев