В пятницу министр обороны РФ Сергей Иванов обнародовал в Минске оригинальную идею о том, за счет чего можно устранить ежегодный существенный некомплект личного состава в Вооруженных силах России. Решить эту проблему помогут граждане СНГ, которые будут служить в Российской армии на контрактной основе. На совместной коллегии Министерств обороны России и Белоруссии, прошедшей в Минске, он заявил даже, что в этой связи уже планируется внести в Госдуму предложения о поправках в Закон "О статусе военнослужащего".
Поправки, по идее министра, должны состоять в следующем. Граждане СНГ, пожелавшие послужить России, отбираются на основе "полной добровольности" и "с учетом различных критериев". Что это за критерии, пока неясно, но отбор, говоря словами министра, "будет очень жестким". Тем более что эти "иностранные граждане" смогут, опять-таки по желанию, поехать повоевать, скажем, в ту же Чечню.
Видимо, положение с комплектацией российских частей действительно находится на критической грани, если Россия готова пойти на такой шаг. Сам глава военного ведомства уже успел насчитать в России миллионы граждан Белоруссии и Украины, которые еще не проходили службу у себя на родине. Именно в них он видит потенциальных защитников российского отечества. Правда, если с Белоруссией он уже начал договариваться, то с Украиной вопрос пока не прояснен. Кстати, можно предположить, что Киев весьма неоднозначно прореагирует на этот счет.
В случае зачисления в Российскую армию потенциальные добровольцы не должны чувствовать себя в роли неких наемников иностранного государства. За доблестную службу Иванов готов посулить им российское гражданство (если они того захотят). Причем не через 5 лет, а через 3 года. Но и это еще не все: "Отслужив три года по контракту, гражданин СНГ при желании сможет либо продолжить свою службу, либо поступить на учебу". Оба эти предложения способны не только решить проблему нехватки личного состава в Российской армии, но и определенным образом улучшить демографическую ситуацию в стране, которая, как известно, из года в год ухудшается. Таким образом, Иванов высказал скорее всего не вдруг возникшую личную идею, а некую составляющую общероссийской государственной политики на ближайшую перспективу.
Что же касается непосредственно Белоруссии, то интерес к армейской службе в последнее время здесь резко вырос и недобора кадров нет. Поэтому вряд ли Минск будет просить у Москвы вылавливать "миллионы" своих потенциальных призывников - граждан Белоруссии в России. Проблему ведь можно решить и так, как предложил Иванов. Тем более что служба в России вполне может оказаться более привлекательной для них, чем в Белоруссии, где военнослужащим по контракту платят на порядок меньше, чем в России.
Проблема, однако, в том, что белорусское законодательство пока исключает такую возможность вообще: в нем четко прописано, что гражданин, отслуживший за пределами республики, не освобождается от призыва в армию и за уклонение будет преследоваться по закону.
Поэтому законодателям и юристам еще предстоит проработать многие нюансы для воплощения в жизнь озвученных российским министром предложений. Пока же на коллегии был рассмотрен лишь проект концепции закона Союзного государства о воинской обязанности и воинской службе.
В пятницу же Сергей Иванов встретился и с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Они поговорили о том, что в свете последних событий надо уделить особое внимание созданию надежной системы безопасности двух стран. Лукашенко при этом подчеркивал, что "в некоторых регионах ситуация очень непростая. И мы должны обеспечить свою безопасность". А Иванов при этом добавил, что надо создать такую систему защиты, которая позволяла бы решать существующие проблемы только в одном русле - политическом.
Минск