Политический скандал не повлиял на будни украинских солдат, отправленных в составе химбатальона в Кувейт.
Фот Reuters
Киев оказался в центре дипломатического скандала. Причиной послужило заявление официального Вашингтона о том, что высшее руководство Украины согласилось войти в антииракскую коалицию. Как сказал в среду вечером заместитель госсекретаря США по делам Европы и Евразии, бывший посол США на Украине Стивен Пайфер, украинская президентская администрация дала согласие на то, чтобы Джордж Буш публично назвал Украину в числе стран - участниц коалиции, выступающих за немедленное разоружение Ирака. Замгоссекретаря признал, что "никаких обменов документами между Киевом и Вашингтоном не было", согласие было получено устно.
Однако, как отмечают украинские эксперты, согласно Конституции, такие важнейшие вопросы внешней политики, как вступление Украины в ту или иную коалицию стран, может решать исключительно президент. И тот факт, что президент Кучма за полторы недели не опроверг этих заявлений Вашингтона, косвенно подтверждает правомерность американских заявлений.
Возможно, допускают аналитики, произошло недоразумение. Поясняя, что Вашингтон подразумевает под "коалицией", Пайфер сказал: "Мы имеем в виду широкий круг стран, которые заявили, что они готовы, чтобы их назвали членами коалиции. Это страны, которые тем или иным образом делают вклад в усилия по уничтожению иракского оружия массового поражения". Получается, что Киев согласился с таким статусом.
Между тем представители МИДа, президент Кучма и другие официальные лица неоднократно подчеркивали, что миссия Украины в регионе Персидского залива - исключительно гуманитарная. В очередной раз это указал во вторник глава пресс-службы МИД Украины Маркиян Лубковский. Комментируя направление украинского спецбатальона химзащиты в Кувейт, он сказал: "Это форма нашего участия в усилиях мирового сообщества по установлению стабильности и мира в Ираке. С легкой руки американской стороны эти усилия получили название коалиции. Украина по просьбе Кувейта направила в эту страну батальон для решения исключительно гуманитарных задач. В этом смысле мы являемся участниками коалиции. Наш единственный вклад в нее - помощь населению". Упомянув тот факт, что США причислили Украину к числу участников именно антииракской коалиции, Лубковский отметил: "Это позиция американской стороны. Мы вообще против того, чтобы называть коалицию "антииракской".
Однако если выяснится, что администрация Кучмы действительно согласилась с предложением Вашингтона считать Украину участницей коалиции по немедленному разоружению Ирака, то название этой коалиции, видимо, не будет иметь значения. Американцы неоднократно заявляли, что в конфликте вокруг Ирака они видят единственную коалицию - антииракскую. И теперь называют в числе ее участников Украину. Другое дело, что украинцы пытались сохранить за собой право иметь специфический, "гуманитарный" статус в этой коалиции. А американцы, как поясняют представители официального Вашингтона, видят ее лишь рядовым участником антииракского союза. Цену такого "компромисса" назвал тот же Пайфер. Он заявил, что фактическое присоединение Украины к коалиции и отправка украинского спецбатальона в Ирак не снимают с президента Кучмы обвинений в незаконных поставках радаров "Кольчуга" в Ирак. Однако, по словам представителя госдепа, солидарность в войне с Ираком будет иметь позитивное влияние на украинско-американские отношения и Киев может рассчитывать на свое участие в послевоенном восстановлении Ирака.
Киев