- Недавно вы в составе украинской парламентской следственной комиссии по делу Георгия Гонгадзе посетили Вашингтон и выступили свидетелем в момент передачи Минюсту США бывшим охранником украинского президента Николаем Мельниченко вещественных доказательств вины Леонида Кучмы...
- Минюст США получил для экспертизы и расследования записывающее оборудование и некоторые аудиозаписи, которые свидетельствуют о преступлениях высших должностных лиц Украины. Нам выдали официальное уведомление о принятых материалах. Причем в официальном акте Минюста США сказано, что эти вещественные доказательства не могут быть переданы третьей стороне без согласия Николая Мельниченко и следственной комиссии Верховной Рады, а также не могут быть употреблены в целях, не имеющих отношения к расследованию.
- То есть украинская Генпрокуратура не имеет доступа к этим материалам?
- Да, не имеет. Дело в том, что наша Генпрокуратура по политическим мотивам избегает международной экспертизы пленок, да и вообще не желает ими заниматься. Собственно, поэтому парламентская комиссия решила начать экспертизу в любой из авторитетных государственных лабораторий мира. А Минюст США выступил со встречной инициативой. В данном случае речь идет о США только потому, что майор Мельниченко получил в этой стране политическое убежище.
- Как вы считаете, результаты проводимого американским Минюстом расследования могут завершиться возбуждением в США уголовного дела против украинского президента?
- С моей точки зрения, это реально. Так считают и американские юристы. Но сегодня по указанию Минюста США я не имею права раскрывать всю информацию и называть многие фамилии, причастные к этому процессу...
- Можно ли расценить активное и зачастую засекреченное общение высоких должностных лиц США с представителями украинской оппозиции как скрытое давление Вашингтона на Киев?
- Нет. Речь не идет о вмешательстве США в дела Украины. Демократические силы Украины используют цивилизованную процедуру американского судопроизводства в целях установления истины в резонансных преступлениях на территории Украины.
На всех переговорах в США мы подчеркивали важность начатого расследования, ибо оно опровергает искусственно созданное властями Украины впечатление, что Вашингтон простил Кучме "Кольчуги" в обмен на поддержку антииракской кампании.
- Но, судя по некоторым последним заявлениям представителей американской администрации, если речь идет не о "прощении", то, видимо, все же о некотором смягчении позиции Вашингтона относительно украинских властей...
- Когда мы задавали этот вопрос высокопоставленным чиновникам американского Минюста, они улыбались. А затем подписали акты приемки пленок Мельниченко к экспертизе и расследованию и сказали: вот ответ на ваш вопрос. Никто не забыт, ничто не забыто. Да, Кучма готов послать не только 500 человек химбатальона в район военных действий. Он готов послать туда и всю Украину, дабы сохранить свою неприкосновенность и свою должность. Но тем не менее и на Украине, и за рубежом четко понимают разницу между отправкой батальона и ответственностью за совершенные преступления.
Знаете, как воспринимается наш батальон в Кувейте? Как попытка Кучмы дать политическую взятку Вашингтону. Я считаю, что одним из итогов поездки украинских депутатов в США стал достаточно четкий ответ Вашингтона: Кучма не прощен за свои преступления, и Запад начал их расследование вопреки всем попыткам украинского президента "откупиться" ценой 500 жизней украинских солдат.
- Отчего же украинская оппозиция позволила президенту осуществить такую попытку, утвердив предложение о направлении батальона в Кувейт?
- Украинская оппозиция голосовала против. Но решение об отправке под давлением Кучмы утвердили пропрезидентские фракции. Также свои голоса подбросил полуоппозиционер Ющенко. Половина его фракции голосовала "против", а половина - "за". Кстати, было ведь два голосования: ратификация соглашения с Кувейтом и само решение об отправке. И вот интересно, что по первому Ющенко голосовал "за", по второму - "против". Как говорят, и вашим и нашим...
- В связи с последними событиями украинская оппозиция, видимо, больше не торпедирует вопрос о досрочных выборах президента: и сама оппозиция разрозненна, и ее внешним союзникам сейчас не до внутренних украинских проблем?
- Ни США, ни другие страны не могут повлиять кардинальным образом на развитие внутриукраинских политических процессов. Не зависит от них и вопрос о досрочных выборах. Это наше внутреннее дело. И украинская оппозиция вполне отдает себе отчет в том, что нашу страну от Леонида Кучмы не освободит ни десант американского спецназа, ни морские пехотинцы России. Мы сами должны решить свои проблемы.