Правила игры в консорциуме по управлению украинской газотранспортной системой будут определять только Россия и Украина без участия Германии. Это признал украинский президент Леонид Кучма. Отвечая на вопросы журналистов о причинах затягивания процесса создания консорциума, Кучма заявил, что примерно до конца апреля России и Украине "необходимо завершить формирование позиций в вопросах о том, что будет представлять собой консорциум, как он будет выглядеть финансово и с управленческой точки зрения".
С 23 января этого года, когда "Газпром" и "Нефтегаз Украины" зарегистрировали консорциум, Киев неоднократно предпринимал попытки подключить к разработке его бизнес-плана немецких экспертов. Ведь в соответствии с прошлогодней договоренностью президентов Путина и Кучмы с канцлером Германии Шредером консорциум должен быть трехсторонним. Однако с июня прошлого года немцы ни разу не участвовали в практической работе над созданием совместного предприятия - трехсторонние встречи экспертов неоднократно отменялись по инициативе российской стороны. В последний раз это произошло на днях.
Тем временем российские и украинские эксперты проводят регулярные двухсторонние встречи. Временный поверенный по делам Украины российского посольства на Украине Алексей Сазонов, говоря о содержании переговоров, заметил, что Киев и Москва намерены без участия третьей стороны подготовить бизнес-план консорциума. И только после этого, отметил Сазонов, к переговорам может подключиться немецкая сторона.
Финансовые условия консорциума уточнил председатель национальной акционерной компании "Нефтегаз Украины" Юрий Бойко. По его словам, реализация этого проекта позволит ежегодно инвестировать в газотранспортную систему Украины около 200 млн. долл. (хотя, как сказал в интервью корреспонденту "НГ" член комитета Верховной Рады Украины по вопросам ТЭК Николай Рудьковский, ежегодно на капитальный ремонт украинских газопроводов нужно не 200, а 400 млн. долл.). Юрий Бойко считает, что консорциум позволит увеличить надежность транзита российского газа в Европу. Сейчас Россия ежегодно перекачивает через Украину около 100 млрд. кубометров газа, в то время как мощность украинского газопровода составляет 170 млрд. кубометров газа в год на выходе.
В то же время полная закрытость российско-украинских экспертных консультаций не дает возможности ответить на главные вопросы: кто именно будет инвестировать деньги в украинскую трубу - Россия или Германия? Если обе страны вместе, то какую часть из общей суммы будет платить Россия? Если единственным инвестором будет Германия, то каков конкретно будет вклад российской стороны в консорциум и почему в таком случае Россия столь упорно отказывается допускать немецких инвесторов к работе над консорциумом? Каким будет механизм привлечения других стран в консорциум?
Тем более что среди потенциальных его участников помимо Германии уже фигурируют Франция и Италия. В частности, компания "Газ де Франс" заявила, что ожидает приглашения со стороны Москвы, Киева и Берлина присоединиться к консорциуму. Как сказал Алексей Сазонов, российская сторона считает Францию "достойным партнером" по консорциуму. "Те, кто понимает дело, сразу же почувствовали, что надо присоединяться, чтобы успеть..." - объяснил он.
У немецкой стороны - свое видение ситуации. Посол ФРГ на Украине Дитмар Штюдеманн заявил: "Если консорциум должен быть трехсторонним, так и должно быть. Хотя уже назывались также Франция, Италия и Великобритания, которые могли бы принимать участие в консорциуме". Посол добавил, что создание международного газового консорциума при участии Украины, России и Германии возможно только в том случае, если его деятельность будет законодательно регламентирована. Пока же процесс создания консорциума напоминает немецкому дипломату "бесконечную историю".
Киев