Госканцелярия Грузии заявила, что в апреле, во время визита в Тбилиси генсека НАТО Джорджа Робертсона, будет рассмотрен вопрос "форсированного вступления страны в Североатлантический альянс", сообщило агентство "РБК". По некоторым сведениям, официальный Тбилиси надеется, что во время встречи Шеварднадзе с Робертсоном будут затронуты также тема борьбы с террористами "Аль-Каиды", укрывающимися, по данным грузинских силовых ведомств, в Панкисском ущелье, и, возможно, проблема Абхазии.
Оптимизм грузинскому руководству внушают успех февральских переговоров делегации во главе с министром иностранных дел Грузии Ираклием Менагаришвили в Брюсселе и политические консультации по поводу вступления Грузии в НАТО, состоявшиеся в середине марта. Менагаришвили передал Джорджу Робертсону разработанный грузинскими властями план интеграции. По данным грузинского МИДа, генсек альянса в целом одобрил документ. Это позволило президенту Шеварднадзе прогнозировать, что Грузия станет членом НАТО уже в 2005 г. А спустя месяц грузинская сторона намекает, что "подготовительный период" может быть сокращен...
Штаб-квартира НАТО не подтверждает этой информации, хотя не опровергает и даже не комментирует заявления грузинских властей. Но посол Грузии в НАТО Давид Дондуа, уточняя информацию о готовящемся визите Робертсона, заявил, что генсек альянса намерен посетить Тбилиси не ранее мая. Визит будет приурочен к открытию в Грузии регионального представительства Североатлантического альянса на Южном Кавказе. Что касается возможностей "форсированного вступления в НАТО", посол отметил, что Брюссель пока готов говорить только об утверждении плана индивидуального партнерства Грузии и НАТО. Затем на основании этого документа будет разработана национальная программа по интеграции Грузии в структуры альянса.
Эксперты обращают внимание на то, что в программе интеграции, которая позволила бы Грузии получить официальный статус страны-кандидата, должны быть заложены не только военные и оборонные, но также политические, экономические и социальные основы соответствия страны требованиям НАТО. И только при условии выполнения всех взятых на себя обязательств Тбилиси мог бы претендовать на членство в альянсе. Страна, в которой экономическая и политическая ситуация очевидно далеки от западных стандартов, а армия, как показывают последние события, склонна к мятежам и восстаниям, вряд ли может надеяться на "форсированное" вступление в НАТО. По крайней мере, потому, что Североатлантический альянс вряд ли захочет создавать себе проблемы в виде просьб об "интеграции в виде исключения", непременно последующих от многих других "бедных родственников" и "слезных просителей" из СНГ.