Еще в прошлом году корреспонденты телекомпании НТВ заметили, что чартерные рейсы по маршруту Белоруссия-Ирак подозрительно регулярны. Самолеты перевозили некие секретные "гуманитарные грузы", но что именно и для кого отправлялось из Минска в Багдад, корреспондентам разузнать не удалось.
А на днях агентство "Интерфакс" со ссылкой на директора авиакомпании "Белавиа" Анатолия Гусарова сообщило, что белорусских граждан из предвоенного Ирака увозили чартерным авиарейсом. Это сообщение обратило на себя внимание, потому что МИД Белоруссии к тому моменту сообщил о намерении белорусских дипломатов, несмотря на опасность, не покидать дипмиссию в Багдаде. А белорусы, работавшие в разных иракских компаниях по контрактам, как известно, вылетели из страны на российских самолетах.
Пресс-центр белорусского Комитета по авиации, комментируя "НГ" заявление Анатолия Гусарова, заявил, что последний... не делал и не мог сделать заявления о белорусском авиарейсе в Багдад. По данным комитета, рейс, упомянутый в сообщении Интерфакса, был чартерным, а значит, подробности, связанные с его заказом, могли быть обнародованы только непосредственным заказчиком.
"НГ" удалось выяснить, что чартерное авиасообщение между Минском и Багдадом заказало Общество белорусско-иракской дружбы - как выяснилось, чрезвычайно закрытая структура. Даже иракское посольство не смогло назвать его координаты. Телефоны этой организации отсутствуют и в базе данных городской справки. А в Обществе культурных связей с зарубежными странами вообще заявили, что впервые слышат о такой организации. Наконец, в белорусском МИДе корреспонденту "НГ" назвали номер нужного телефона...
Но девушка, которая ответила на коммутаторе, сказала: "Инфобанк. Слушаю вас". Из дальнейшего разговора с ней выяснилось, что некоторые сотрудники этого банка по совместительству являются представителями Общества белорусско-иракской дружбы. Один из них пояснил корреспонденту "НГ": "Летавший в Багдад самолет, о котором упоминалось в сообщениях информагентств, накануне войны привез в Минск сотрудников компании "Белметаллэнерго". Это единственное официально зарегистрированное представительство белорусского предприятия в Ираке. "Белметаллэнерго" поставляло в дружественную страну нашу технику в рамках программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие и медикаменты".
При этом сотрудник банка не смог пояснить корреспонденту "НГ", почему специалисты предприятия не вылетели из Ирака вместе с другими белорусами российскими авиарейсами и зачем для их эвакуации понадобилось за немалые деньги фрахтовать самолет через таинственное Общество белорусско-иракской дружбы.
"Пробелы" в этой истории наводят на мысль о том, что чартерные рейсы из Минска в Багдад, по-видимому, имели некую "дополнительную функцию". В подтверждение этой версии нашлись убедительные аргументы. Так, Общество белорусско-иракской дружбы зарегистрировано по тому же адресу, что и Инфобанк. Очевидно, две эти структуры не случайно (как это представлялось вначале), а непосредственно связаны. Более того, телефонный номер, по которому отвечает секретарша банка, принадлежит фирме под названием "Технохимтрейд". Следовательно, Инфобанк, общество и торговая фирма являются звеньями одной цепи.
В каталоге "Бизнес-Беларусь", на страницах которого представлены все предприятия республики, сведения о "Технохимтрейде" отсутствуют. Прайс-листы компания никому не рассылает и рекламных сведений о себе не дает. А на просьбу о предоставлении такой информации требует предварительный официальный запрос. Догадаться, какого рода деятельностью занимается "Технохимтрейд", можно, например, по названию фирмы. Созвучное предприятие "Белтехнохимпром", по данным справочника "Бизнес-Беларусь", ведет торговлю химическими компонентами, сырьем, оборудованием, стеаратами. К тому же "Технохимтрейд" - чисто по лингвистической аналогии - ассоциируется с названием "Белтехэкспорт".
Как писала белорусская газета "Совершенно секретно" в августе 2002 года, государственная компания с таким названием "взяла на себя заботу о совершенствовании иракских средств ПВО, переоснащении ВВС и подготовке военных для обслуживания новой техники".
Минск