- По некоторым прогнозам, из-за расхождения позиций по иракскому кризису Вашингтон отвернется от России как от одного из основных стратегических партнеров. В связи с этим, учитывая разброс позиций стран СНГ относительно военной кампании Соединенных Штатов в Ираке, встает вопрос о распаде антитеррористического центра (АТЦ) СНГ. Как бы вы прокомментировали эту ситуацию?
- Я считаю, что подобные слухи безосновательны. Ведь даже у самих членов НАТО нет консолидированной позиции по иракскому вопросу. То, что сегодня ряд государств СНГ заняли позицию, солидарную с руководством США, я расцениваю как проявление независимой внешней политики отдельных государств. Это нормально. Не думаю, что это как-то скажется на деятельности АТЦ, который действует в рамках положения, утвержденного Советом глав государств Содружества. Мы занимаемся конкретным делом - борьбой с терроризмом, который не имеет границ. Никаких разногласий в этом вопросе в СНГ нет. Более того, создаются отделения в регионах, наиболее опасных в плане возникновения угрозы терроризма. Так, в конце прошлого года филиал АТЦ появился в Центральной Азии, в Бишкеке, скоро аналогичное отделение откроется в Кавказском регионе. Все страны СНГ прекрасно понимают, что поодиночке им не победить терроризм.
- Антитеррористический центр планируется создать и в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Не создается ли это объединение специально для Пекина, так как у остальных стран - участниц ШОС центр по борьбе с терроризмом уже есть?
- Проблемы терроризма, возникающие в рамках ШОС, действительно связаны с КНР, в частности с проявлением экстремизма в Синдзянь-Уйгурском автономном округе. Уже установлено, что в группировках "Талибана" участвовали выходцы из КНР. Однако нельзя утверждать, что АТЦ в рамках ШОС создается только для Пекина. В этот альянс будут входить и страны СНГ, у которых имеются общие с КНР проблемы в плане безопасности. В первую очередь это Казахстан, который опасается возможных проявлений экстремизма и терроризма со стороны Китая. Только в рамках СНГ решить такую проблему для граничащих с КНР стран - Казахстана, России и Киргизии - пока нереально, так как существуют определенные процедуры, которые не позволяют Пекину войти в АТЦ Содружества. Я не вижу в создании новой структуры каких-либо угроз, препятствий, дублирования деятельности нашего АТЦ. Наоборот, эффективность антитеррористической деятельности на постсоветском пространстве увеличится.
- В Москве проходит заседание комитета Совбеза стран - участниц ДКБ, на котором впервые присутствуют государства, не имеющие никакого отношения к этому блоку (например, Украина и Грузия). Как вы считаете, не приведет ли иракский кризис к созданию общей для СНГ системы коллективной безопасности?
- Не вижу в присутствии Украины и Грузии на заседании ДКБ ничего эстраординарного. Договор о коллективной безопасности - открытая организация, в которой может принимать участие любое государство Содружества. Вполне возможно, что проявление интереса к этой структуре со стороны Киева и Тбилиси связано с обострением иракской ситуации. Тем более что события в Багдаде обсуждаются в рамках заседания в первую очередь. Не сомневаюсь, что все секретари совбезов ДКБ будут единодушны в одном - соседи по СНГ в рамках борьбы с терроризмом должны консолидироваться. Так как каждое государство заинтересовано в обеспечении собственной национальной безопасности, считаю, что приезд представителей Украины и Грузии - правильное решение. Сейчас наступило время объединения.
- Можете ли вы как военный специалист спрогнозировать, чем закончится военная операции в Ираке и какие последствия могут ожидать страны СНГ?
- Если эта война приобретет затяжной характер, нужно ожидать вспышку террористических актов. Прогнозировать, когда закончится военная операция США, мне сложно, но однозначно, что ее последствия будут самыми ужасающими. Наряду с экономическими и политическими проблемами возникнут и серьезные экологические - пожары на нефтяных скважинах на территории Ирака в скором времени обернутся экологической катастрофой.
Думаю, что руководство США рассчитывало на быстрое завершение операции, потому что основная цель Вашингтона - физическое уничтожение Саддама Хусейна и свержение режима. Если Белый дом не сумеет реализовать свои задачи в ближайшие дни, получится, как в случае с бен Ладеном, то есть операция затянется надолго.
Так как у Саддама Хусейна имеются несколько десятков тысяч шахидов, теракты возможны в любом уголке мира. Не дай Бог, если где-нибудь повторится вторая Дубровка. Но в первую очередь угрозе подвержены стратегически важные объекты - оборонный комплекс, объекты жизнеобеспечения.