Правительство Казахстана уверено, что при любом развитии ситуации в Ираке экономика страны в 2003 году не пострадает. На днях такое мнение озвучил председатель Национального банка Григорий Марченко, по прогнозам которого в этом году серьезного снижения цен на нефть не произойдет. Оптимистичный прогноз г-на Марченко связан с наличием в стране стабилизирующего органа - Национального фонда, в котором аккумулировано около 2 миллиардов долларов. По словам главы Нацфонда, эти средства позволят защитить бюджет РК в течение 22-24 месяцев в случае понижения цен на нефть до 10 долларов за баррель.
Впрочем, Астана считает, что пессимистичный сценарий развития событий маловероятен, поскольку низкая цена на нефть не устраивает в первую очередь США и ЕС. Во-первых, это может ударить по позициям западных нефтегазовых компаний. Во-вторых, Запад не заинтересован в том, чтобы оставлять свои проекты на Каспии, куда уже вложены гигантские инвестиции. Причем Каспий до сих пор рассматривается в качестве альтернативы Персидскому заливу, тем более значимой, если после Ирака Америка надумает нанести удар по Ирану или Ливии.
Подтверждением тому может послужить конференция крупнейших торгово-промышленных палат и компаний США, состоявшаяся на прошлой неделе в Вашингтоне. Одна из влиятельнейших сенаторов Америки г-жа Лэндрье заявила об исключительной важности Казахстана для США как союзника в ключевом Каспийском регионе и обладателя огромных запасов нефти и газа. В связи с этим сенатор призвала американских бизнесменов еще более активно сотрудничать с республикой в нефтяной и высокотехнологичной сфере.
Пока прогнозы казахстанских аналитиков оправдываются: ожидание войны привело к повышению цены на нефть за счет пятидолларовой надбавки "за военный риск". Большинство экспертов сходятся во мнении, что в случае затяжной войны цена на нефть может подскочить до 36-40 долларов за баррель. С первого взгляда такое развитие событий выгодно Астане - еще в ноябре прошлого года правительство республики заявило о том, что Казахстан при формировании бюджета на 2003 год не может ориентироваться на цену нефти свыше 19 долларов за баррель.
Но в долгосрочной перспективе эта "выгода" может оказаться призрачной, так как высокая цена на нефть приведет к замедлению экономического роста в развитых государствах, являющихся главными потребителями казахстанского сырья. По мнению директора американской аналитической организации "Eurasia Group" Яна Бреммера, период высоких цен на нефть окажет негативное влияние на товарные рынки и толкнет страны в объятия новой рецессии.
С другой стороны, столь высокая цена может продержаться недолго и резко пойти вниз в случае удачной военной операции, когда американцам удастся быстро установить контроль над нефтяной инфраструктурой Ирака. И тут главное - какой уровень цен на нефть будет устраивать Вашингтон. Потребляя почти четверть всех энергоресурсов, добываемых в мире, США, как и другие страны-импортеры, крайне заинтересованы в уменьшении влияния ОПЕК и в сокращении цены на нефть, которая, согласно последнему заявлению Саудовской Аравии, снижаться не будет. Учитывая, что низкая себестоимость добычи ближневосточной нефти не идет ни в какое сравнение с себестоимостью "дорогой" каспийской нефти, ситуация действительно может быть неприятной для Казахстана. Причем на фоне повышения требований к качеству сырья казахстанская нефть с повышенным содержанием серы и примесей не выдержит конкуренции с ближневосточной.
Казахстанские экономисты обращают внимание правительства на тот факт, что падение мировых цен на нефть способно также ухудшить ситуацию в нефтяной отрасли России. А это может привести к обострению отношений между Астаной и Москвой, так как Россия, вероятно, будет, защищая собственные интересы, блокировать допуск казахстанской нефти на мировой рынок. В этих условиях актуализируется проект выхода казахстанской нефти на энергетический рынок Китая. Пекин в последнее время стал очень активно внедряться в энергетический рынок Казахстана, покупая права на участие в разработке крупных месторождений страны.