На днях, находясь с официальным визитом в Иране, президент Туркмении заявил: "Мы против войны в Ираке". Он обосновал свою позицию заботой о мирном населении Ирака. Но за несколько дней до этого Туркменбаши заявил о готовности поддержать позицию США, ссылаясь на необходимость защитить туркменское меньшинство в Ираке, насчитывающее, по разным оценкам, от 1 до 2,5 млн. человек, но не получившего права создать собственную автономию.
Комментируя эти высказывания, первый замдиректора Центра политических технологий Борис Макаренко отметил: "Туркмения - это жесткий тоталитарный режим, внешняя политика которого может измениться в любую секунду..."
Вербальная поддержка Вашингтона, по мнению аналитика, призвана улучшить имидж туркменского президента в мире, изрядно подпорченный "делом о попытке переворота" и последовавшим за ним "процессом 37-го года". Кроме того, эта позиция позволяет Ашхабаду получить карт-бланш в транспортировке своего газа к побережью Индийского океана. В этом проекте заинтересованы и США, которые планируют усилить свои позиции в регионе, создав серьезную конкуренцию для ОПЕК и России. Немаловажно для американской дипломатии и то, что при таком раскладе уменьшится транзитная привлекательность Ирана. И тогда неизбежно произойдет определенное дистанцирование стран региона от Тегерана.
Как ни парадоксально, но под этим углом, видимо, следует рассматривать "антиамериканское" заявление Туркменбаши в Тегеране. Оно позволило обсудить крупные туркмено-иранские экономические проекты. В частности, возможность расширения поставок туркменского природного газа на север Ирана по газопроводу Корпедже-Курт-Куи, пропускная способность которого значительно превосходит нынешний объем поставок и позволяет транспортировать до 12 млрд. кубометров голубого топлива ежегодно.
Безусловно, операция в Ираке так или иначе отразится на всех странах ЦА. По мнению экспертов, те, кто прямо и последовательно заявляет о поддержке Белого дома, смогут значительно улучшить свое материальное положение за счет грантов и кредитов, выделяемых США. Те же, кто ведет двойственную политику, рискуют остаться "за бортом" финансовых вливаний.