Белорусские выборы в местные Советы прошли в лучших советских традициях.
Фото Reuters
В минувшее воскресенье в Белоруссии состоялись выборы в местные Советы. Президент Александр Лукашенко и члены его семьи голосовать не явились, зато активность остальных избирателей была рекордной для такого уровня кампании: проголосовали 73% граждан - почти столько же, сколько на президентских выборах в 2001 г.
На участке номер 1 в Центральном районе Минска Александра Лукашенко ждали до вечера. Но надежды на то, что президент в день выборов специально прилетит из Сочи, где он проводит отпуск, не оправдались. Не пришли голосовать и еще четверо граждан с той же фамилией, что и у президента, прописанные в резиденции "Дрозды". Лидия Ермошина, председатель Центральной избирательной комиссии, прокомментировала неявку главы государства на выборы так: "┘Он предоставил полную свободу органам местной власти избираться в соответствии с законодательством". Представители оппозиции усмотрели в уклонении от избирательских обязанностей президента страны "неуважение к демократии". Александр Добровольский из Объединенной гражданской партии пояснил: "Лукашенко сам назначает президентскую вертикаль, которая управляет ситуацией в стране. А местные органы все равно не имеют власти".
Секретарь Центризбиркома Николай Лозовик заявил, что он удовлетворен результатами выборов: в большинстве округов они состоялись, Советы укомплектованы, а значит - второго тура не будет. Этот вопрос очень беспокоил членов ЦИК, потому что выделенные из бюджета на избирательную кампанию 5 млн. долл. уже полностью потрачены. В Минском горсовете из 55 мест заняты 52 - это отличный результат по сравнению с предыдущими выборами, состоявшимися четыре года назад. Тогда удалось "закрыть" всего 32 кресла.
Белорусская оппозиция к результатам выборов отнеслась со "сдержанным оптимизмом". С одной стороны, им удалось занять хоть какие-то позиции во властных структурах (предыдущую избирательную кампанию все оппозиционные партии дружно бойкотировали). С другой - результат выборов явно меньше того, на который рассчитывала оппозиция.
При этом, с точки зрения оппозиционеров, одним из нововведений прошедшей избирательной кампании, которое негативно сказалось на итогах голосования, стала обязанность кандидатов указывать в агитационных плакатах размер своего годового дохода и перечислять имущество. На некоторых участках избиратели оказывались перед выбором: голосовать за главврача городской больницы с доходом в 6 млн. белорусских рублей, квартирой, машиной и садовым участком либо отдать свой голос представителю оппозиции, который "дохода не имеет", но в то же время обладает "двумя квартирами, двумя автомобилями и дачей".
Лидер ОГП Анатолий Лебедько надеялся, что в Минский городской Совет депутатов пройдет не менее четырех кандидатов от его партии, но все они сошли с дистанции. Наутро после выборов Лебедько заявил, что "кампания являлась беспрецедентной по масштабам фальсификаций и формам цинизма власти, которая делала все возможное, чтобы помешать нашим кандидатам". Другие лидеры оппозиции, которым повезло больше, или воздержались от комментариев, или были более сдержанны в своих оценках.
Минск