Украина отметила 100 дней с того момента, как губернатор Донецкой области Виктор Янукович с подачи президента Кучмы был утвержден Верховной Радой премьером. По общемировой традиции этот срок становится рубежом для подведения первых итогов.
По мнению большинства украинских политических и экономических наблюдателей, первые сто дней премьерства Януковича стали периодом осторожной притирки регионального лидера к общеукраинским масштабам. "Правительство Януковича не сделало каких-то резких шагов, которых от него ожидали, когда говорили, что с его приходом вся Украина будет "построена" по принципу Донецкой области. Этого не случилось. Наоборот, Янукович проявил себя как осторожный политик", - отмечает эксперт Института мировой экономики Ирина Клименко.
Именно отсутствие каких-то резких шагов и движений бывшего "хозяина Донбасса" на киевской политической сцене и стало "фирменным" способом вхождения Януковича в большую политику. В то время, например, как Виктор Ющенко за первые три месяца не только успел анонсировать целый ряд реформ, в том числе и весьма радикальных, в экономической сфере, но даже приступить к некоторым из них.
Вместо этого Янукович, как указывает директор экономических программ Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова Владимир Сиденко, сконцентрировался на составлении своей программы и на кадровых перестановках. "Единственное, что срочно требовалось от правительства, - это меры в связи с введенными против Украины санкциями FATF. Пожалуй, только это мы можем назвать достижением нынешнего правительства. Здесь действительно было сработано довольно энергично и целеустремленно", - отмечает Сиденко.
Можно сказать, что первые три месяца стали для Януковича периодом "отрезвления" от донецких иллюзий. Как отмечает Владимир Фесенко из Центра прикладных политических исследований "Пента", премьер, судя по всему, за это время понял, что применить донбасские рецепты во всеукраинском масштабе так просто ему не удастся. Причем это касается не только политики, где кроме донецкой группы действует ряд столь же влиятельных группировок, но и экономики.
В частности, сказал в интервью корреспонденту "НГ" руководитель аппарата правительства Ющенко и нынешний член фракции "Наша Украина" Олег Рыбачук, при составлении проекта бюджета и решении проблемы его выполнения Янукович столкнулся с существованием на Украине "целой касты неприкасаемых". Есть целый ряд крупных бизнес-структур, которые из-за особой близости к высшим эшелонам украинской власти освобождаются от налогов и имеют еще целый ряд экономических "индульгенций", пояснил Рыбачук. "Для Януковича задеть их - значит создать себе проблемы с весьма влиятельными политическими силами, от позиции которых зависит поддержка правительства. Хотя Ющенко в свое время пошел на ограничение доходов этой "касты", - говорит Рыбачук и прогнозирует, что и Януковичу так или иначе придется определиться в ближайшем будущем с этой проблемой.
Пока же премьер пытается позиционировать себя как экономист. При этом он хочет сохранить имеющуюся политическую поддержку как со стороны пропрезидентского большинства, так и со стороны "Нашей Украины", фракции блока Юлии Тимошенко и социалистов. В результате Янукович занял некую промежуточную позицию между "реформатором" Ющенко и "техническим премьером" Кинахом. Хотя, указывает старший экономист Международного центра перспективных исследований Андрей Блинов, в отличие от прежних кабинетов министров правительство Януковича начало работать в условиях отсутствия острого экономического кризиса и потребности осуществления немедленных "противопожарных мероприятий". Вместо "тушения пожара" правительство направило свои усилия на преодоление угрозы международной изоляции.
Успехи - частичны: санкции FATF сняты, активизировались переговоры в отношении вступления в ВТО. "Тем не менее, - отмечает Блинов, - проблема выполнения требований международных финансовых организаций, прежде всего МВФ и Мирового банка, еще остается острой. К выполнению этих требований (речь идет, скажем, о реформировании Сбербанка, НАК "Нафтогаз Украины", уменьшении задолженности по возврату НДС экспортерам) правительство фактически не приступало".
Как бы оправдываясь, Янукович, говоря о результатах первого этапа работы своего правительства, сказал, что "100 дней - это действительно очень малый срок. Мы практически сделали первые шаги". Среди успешно реализованных задач глава Кабмина назвал разработку программы правительства, принятие бюджета Украины на 2003 г. совместно с парламентом и отмену санкций FATF.
Принятие своей программы даст Януковичу возможность оградить себя от отставки со стороны парламента на год. Что касается экономического эффекта от ее реализации, то политологи обращают внимание на то, что экономические задачи вне зависимости от правительственных деклараций о "чистой экономике" придется решать в условиях нарастающей предвыборной борьбы.
В целом же, подводя итоги деятельности Кабмина Януковича за первые 100 дней его работы, Владимир Фесенко отмечает, что правительству удалось избежать каких-либо явных провалов и скандалов. В условиях, когда государство в значительной мере управляется в ручном режиме, это само по себе достижение, говорит политолог. Однако, добавляет Андрей Блинов, чтобы правительство Януковича не стало "халифом на час", ему нужна уверенность в том, что каждое его решение не противоречит правительственной стратегии действий. "Нужно, чтобы Кабинет министров внедрил среднесрочное бюджетное планирование и определил небольшое количество приоритетных задач, выполнение которых должно быть подкреплено соответствующим финансированием. При этом важно, удастся ли правительству объяснить населению и бизнесменам свои действия", - отмечает Блинов.
Киев