Переговоры о правовом статусе Каспийского моря из юридической плоскости постепенно переходят в военно-политическую. Астану все больше не устраивает присутствие российских военных на Каспии. 17 февраля министр обороны Казахстана Мухтар Алтынбаев даже заявил о намерении сформировать казахстанский военный флот, который, по словам министра, сможет самостоятельно обеспечить безопасность нефтяных объектов в регионе. И хотя подобные планы существовали давно, на сей раз российская сторона впервые достаточно резко отреагировала на инициативу стратегического партнера: заместитель министра иностранных дел РФ Виктор Калюжный 26 февраля объявил во всеуслышание: "Создавать новые вооруженные силы на Каспии, как это предполагает сделать Казахстан, нет смысла".
Трещина в российско-казахстанских отношениях прошла не только через фундамент, но затронула и здание Договора о коллективной безопасности, подписанного шестью странами СНГ, в том числе Россией и Казахстаном. В соответствии с этим соглашением Москва обязалась способствовать развитию военно-политических связей на взаимной основе. Более того, в 1998 г. она формально признала за Астаной право сформировать собственный военно-морской флот (статья 11 Договора о военном сотрудничестве между двумя странами). За это время российские военные училища и академии посвятили в ранг морских офицеров немало казахов.
А теперь, что называется, - от морских ворот поворот. В Астане официальные лица просто онемели, услышав заявление Калюжного, - казахские военные руководители пока никак не отреагировали на окрик московского чиновника. В кулуарах же Минобороны РК называют его однозначно недружественным.
Российские моряки также недоумевают. По мнению одного из наиболее авторитетных отечественных адмиралов, бывшего начальника штаба Тихоокеанского флота Рудольфа Голосова, высказывание заместителя главы МИД РФ является некорректным, поскольку "мы не можем отказать в праве другим государствам защищать на Каспии свои интересы". Адмирал полагает, что Россия получит существенную выгоду, если будет поставлять Астане военно-морские вооружения. Но российский МИД категорически против этого.
Инициатива Калюжного, несомненно, имеет серьезный экономический подтекст. Эксперты полагают, что, отказавшись от идеи противодействовать строительству нефтепровода Баку-Джейхан, Москва решила не допустить прокладки по дну Каспия трубы из Казахстана в Азербайджан и стремится навязать Астане маршрут по российской территории. Причем военное доминирование на море должно этому помочь.
В Казахстане, конечно, понимают истинные намерения Москвы. Свое стремление создать национальные ВМС Мухтар Алтынбаев обосновал необходимостью "обеспечить безопасность нефтеносных районов на Каспии, куда вложены большие иностранные инвестиции". Флот на Каспии будет осуществлять контроль воздушного, надводного и подводного пространства.
В Астане вызывает раздражение тот факт, что охрану принадлежащих Казахстану нефтеносных районов на Каспии несут российские боевые корабли. Еще в начале 90-х годов Астана пыталась противопоставить им свой военно-морской флот, однако создать его без солидного партнера не удалось. Закупленные в Арабских Эмиратах катера затонули во время первого выхода в море. Ничего не вышло и с сооружением военных портов.
Тем временем Каспийская военная флотилия РФ усиливалась. В последние годы здесь появились ракетные и десантные корабли, бригада морской пехоты. В прошлом году в состав флотилии вошел сторожевой корабль "Татарстан". Две недели назад объявлено о скором прибытии на Каспий однотипного "Дагестана". Кораблей подобного класса в советское время флотилия не получала. Как заявил в феврале 2002 г. ее командующий Юрий Старцев, в 2005-2010 гг. в состав флотилии должны войти новейшие корабли, специально разработанные с учетом особенностей и специфики Каспия. Решимость использовать флот для защиты собственных экономических интересов Москва продемонстрировала в 2002 г., проведя в регионе крупнейшие военно-морские учения.
Но Астана не собирается выбрасывать белый флаг. Она готовится к военно-морскому соперничеству на Каспии. Мухтар Алтынбаев рассчитывает на безвозмездную помощь со стороны США и Великобритании. Таким образом, если Москва будет противодействовать созданию флота соседним государством, Казахстан найдет спонсоров в других столицах мира.