Официальный Минск ждет прибытия в страну старшего сына Саддама Хусейна Удея. Повод для его визита, явно вызванного желанием президента спрятать сына от американских бомб, выбран до неприличного мирный. Удей Хусейн как председатель национального Олимпийского комитета приедет для налаживания сотрудничества в области физкультуры и спорта. Во всяком случае, белорусские чиновники от спорта, дружно отказывающие в официальных комментариях, в частной беседе сообщают, что для него готовится приглашение принять участие в качестве наблюдателя в национальном белорусском турнире по борьбе имени Александра Медведя, который состоится в конце марта.
Все началось с заседания в Национальном олимпийском комитете Беларуси, на котором присутствовали посол Ирака Сальман Зейдан и помощник белорусского президента по спорту Николай Ананьев. Сначала подписали соглашение о сотрудничестве между НОКами двух стран, а потом кто-то из журналистов поинтересовался: почему на такой важной бумаге свой вензель ставит посол, а не председатель иракского Олимпийского комитета, коим является старший сын Саддама Удей? Белорусская сторона тут же отреагировала: "А что, пусть приезжает!" Поскольку Удей увлекается борьбой, ближайшим мероприятием, на котором его присутствие было бы возможно, назвали турнир имени Медведя. Однако чтобы попасть в Минск, одного словесного одобрения белорусских чиновников от спорта мало. Как сообщили корреспонденту "НГ" в МИДе, Удею Хусейну должно быть выслано официальное приглашение. "Вероятнее всего, такой документ могли бы выдать НОК или Министерство спорта и туризма, - сказал пресс-секретарь белорусского внешнеполитического ведомства Андрей Савиных. - Но, по нашим данным, его еще нет в природе". Готовность серьезных спортивных организаций официально пригласить Удея Хусейна в Белоруссию мы решили проверить. Пресс-атташе Национального олимпийского комитета Петр Рябухин заявил, что "вопрос, возможно, будет рассмотрен позже и обязательно коллегиально". Дело в том, что председатель белорусского НОКа, он же президент страны Александр Лукашенко, который мог бы инициировать рассмотрение вопроса, пока в отъезде - катается на лыжах в окрестностях Сочи. Александр Медведь, который как непосредственный организатор предстоящего в марте турнира мог бы пригласить Удея от своего имени, сказал "НГ": "Пока что все это приостановлено. Хотя я лично ничего делать не буду в любом случае. Это все слишком официально". Телефонный разговор с помощником белорусского президента по спорту Николаем Ананьевым начался с фразы: "Даже если и пригласим, вам какое дело?" Смысл беседы, состоявшейся далее, свелся к следующему: если белорусское руководство решит "дать добро" на приезд сына Саддама Хусейна, то это произойдет без уведомления прессы. Как видно, ни один из чиновников не стал отрицать возможности приезда Удея Хусейна в Белоруссию. Вероятно, ждут прибытия высшего руководства, которое "даст отмашку" либо решать вопрос, либо замять его.
Сын Саддама может прибыть в страну и как частное лицо. Как выяснилось, это было бы для него гораздо проще, нежели дожидаться официального приглашения. Проще это будет и для белорусских властей, которые в этом случае останутся "ни при чем". Как сообщили в белорусском МИДе, никаких санкций для граждан Ирака внешнеполитическое ведомство не вводило. Чтобы приехать в Минск, нужно получить приглашение от частного лица - его оформят в паспортно-визовой службе. Затем остается лишь получить визу в белорусском посольстве на территории Ирака (стоимость гостевой 65, туристической - 50 долл.) и купить билет на самолет.
Минск