Армянская оппозиция так и не назвала единого кандидата, который смог бы составить конкуренцию лидеру предвыборной гонки, президенту Роберту Кочаряну. Тем не менее ряды соискателей президентства все же сократились буквально в последний момент: за несколько дней до голосования свои кандидатуры сняли сопредседатель партии "Республика" Арам Саркисян и лидер Компартии Армении Владимир Дарбинян. Первый - в пользу лидера Народной партии Степана Демирчяна, второй - в поддержку руководителя партии "Национальное единение" Арташеса Гегамяна. В итоге избиратели должны будут выбрать лучшего из девяти оставшихся в списках претендентов на пост президента. Кто из них может составить конкуренцию Роберту Кочаряну во втором туре выборов - рассуждают армянские политологи.
Сергей Шакарянц, эксперт Армянского центра стратегических и национальных исследований:
Я считаю негативным фактом наличие девяти кандидатов на пост президента. Население Армении в очередной раз убедилось в том, что у нас "каждый мнит себя стратегом". Конечно, лучшие шансы на победу - у действующего президента Роберта Кочаряна, за ним следуют лидер партии "Национальное единение" Арташес Гегамян и руководитель Народной партии Степан Демирчян. Однако, на мой взгляд, немало карт фаворитам предвыборной гонки спутает лидер Национально-демократического союза Вазген Манукян. Говорю так потому, что, как мне представляется сегодня, второго тура голосования уже не избежать. Конечно, не исключена возможность, что в случае второго тура все оппозиционеры объединятся вокруг кого-то одного - допустим, Гегамяна. Но, учитывая идеологические (да и "прикладные") различия между оппозиционерами, в это верится с трудом.
В любом случае, думаю, грядущие выборы станут самыми "чистыми" в нашей новейшей истории - сегодня, как никогда ранее, в их прозрачности и справедливости заинтересованы и власти, и оппозиция. Это внушает надежду на значительное продвижение Армении после выборов по пути демократизации.
Сурен Багдасарян, старший научный сотрудник Института востоковедения Национальной академии наук Армении:
Роберт Кочарян ведет кампанию грамотнее своих оппонентов, так и не сумевших предложить обществу консолидирующую фигуру и внятный план выхода из кризиса. Отсутствие реальной конкуренции - основной аспект этой президентской кампании. Не было замечено, во всяком случае пока, каких-либо скандалов, за исключением инцидента в случае с одним из кандидатов в президенты Арамом Карапетяном (на руководителя его предвыборного штаба было совершено нападение, в результате которого тот получил ножевое ранение), да и то оппозиция выжала из него все, что смогла, без особого эффекта для себя.
Кочарян, которому многие предрекали безоговорочную победу в первом туре выборов и который в начале гонки мог бы и не беспокоиться о своем рейтинге, поскольку все опросы общественного мнения говорили в его пользу, по существу лишь в последние дни всерьез стал думать о проблеме второго тура. Однако сама оппозиция помогла ему, расколовшись между двумя ключевыми фигурами: Степаном Демирчяном и Арташесом Гегамяном.
Избирательная кампания показывает, что армянское общество в значительной мере остается политизированным при том, что у избирателей по большому счету нет политического выбора. Электорату не предлагаются новые доктрины о пути развития страны, нет коллизии, присущей, к примеру, России, где во время предвыборной кампании сталкиваются интересы и взгляды "государственников" и "либералов", правых и левых.
Роза Габриэлян, независимый эксперт:
Борьба в основном идет между двумя кандидатами - действующим президентом Робертом Кочаряном и лидером партии "Национальное единение" Арташесом Гегамяном. Анализ событий предвыборной гонки и информационных потоков свидетельствует о том, что полная победа действующего президента в первом туре вряд ли возможна и вероятность второго тура выборов очень высока. Объясняется это тем, что нельзя сбрасывать со счетов Степана Демирчяна, сына бывшего руководителя Советской Армении Карена Демирчяна, чей образ в памяти народа ассоциируется с лучшей жизнью советских времен. Одно необычайное внешнее сходство Степана Демирчяна со своим отцом, обладавшим сильной политической харизмой, способно принести ему значительный процент голосов. Именно поэтому Роберту Кочаряну политически целесообразно победить в честных выборах, выйдя во второй тур с заведомо слабым, с моей точки зрения, противником - Гегамяном.
Степан Григорян, политолог, член совета Центра развития демократии и гражданского общества "Армат":
Самоотвод кандидатуры Арама Саркисяна (бывшего премьер-министра) в пользу Степана Демирчяна, а также поддержка кандидатуры последнего со стороны бывшего министра иностранных дел Армении Раффи Ованнисяна и блока Социалистических сил Армении, на мой взгляд, свидетельствуют о том, что Демирчян стал главным соперником Роберта Кочаряна, безусловного лидера президентской гонки.
Представляется интересным сравнить основные положения по внешнеполитическим вопросам предвыборных программ двух главных кандидатов. Демирчян считает, что акцент должен быть сделан на стратегическом партнерстве с Россией, а на второй план выносится построение взаимовыгодных и равноправных отношений с США и странами Евросоюза. Кочарян в период своего президентства пытался реализовать концепцию политики взаимодополняемости, согласно которой должны быть выстроены равноправные и равноудаленные отношения с Россией и США. Однако ее непоследовательная реализация привела лишь к шараханьям во внешнеполитическом курсе Армении, что проявилось в неадекватной реакции на проводимую Арменией политику как со стороны России, так и США. Второй важнейший элемент - это отношение кандидатов в президенты к решению проблем Южнокавказского региона. Так, Демирчян заявляет, что необходимо установление добрососедских отношений со всеми странами региона, а в основу решения карабахской проблемы должен быть поставлен принцип самоопределения народов. Кочарян совместно с партией "Дашнакцутюн" в течение последних пяти лет проводит политику, в соответствии с которой Турция должна признать геноцид армян 1915 года, а Карабах не являлся и не является частью территории Азербайджана. На мой взгляд, эта политика не могла не привести к усилению напряженности в регионе Южного Кавказа. Можно только предположить, продолжит ли эту политику действующий президент в случае победы на выборах 19 февраля.
Ереван