Президент Молдавии Владимир Воронин обнародовал собственный план окончательного решения приднестровской проблемы. По словам некоторых источников, инициативы Воронина были оглашены только после того, как их одобрил российский президент Владимир Путин, принимавший Воронина на прошлой неделе в Кремле. Те же источники утверждают, что российская сторона помогла молдавскому президенту некоторыми замечаниями и дельными советами.
Во всяком случае, после визита в Москву Воронин заявил, что завершить процесс урегулирования в Приднестровье в существующем правовом поле невозможно. Недопустимым считает президент существование разделенного народа, двух банковских систем, двух таможен и отдельных армий. "Единственным результативным решением в сложившейся ситуации является подготовка и принятие новой Конституции Молдавии, которая учитывала бы все перспективные задачи нашей страны и стала бы плодом совместной работы гражданских институтов с обоих берегов Днестра", - считает президент.
Он пообещал в ближайшее время представить Тирасполю и посредникам разработанный Кишиневом проект соглашения о мерах по окончательному разрешению приднестровской проблемы. До обнародования этого проекта сложно гадать о его содержании, но аналитики предполагают, что новая попытка объединения не будет осуществляться с большевистской прямотой и решимостью, подобно тому, как в 2001 году под лозунгом создания единого таможенного пространства Кишинев попытался волевым порядком распространить действие собственной таможенной системы и на приднестровскую территорию.
О том, что в рамках молдавской Конституции, принятой в 1994 году без участия и учета позиции приднестровцев, вести диалог с Тирасполем невозможно, в Кишиневе говорят уже несколько лет. Но то, что о необходимости разработать новый Основной закон совместно с Тирасполем заявил лидер правящей Партии коммунистов, обладающей в парламенте конституционным большинством, аналитики считают прорывом в решении этой проблемы. Кроме того, заявление Воронина косвенно засвидетельствовало, что молдавская сторона отказалась от идеи унитарного государства. И это позволяет Кишиневу надеяться, что приднестровская сторона тоже сделает шаги навстречу.
Примечательно, что Владимир Воронин обсудил предполагаемые новации с президентом России, посреднический потенциал которой в последнее время был поставлен под сомнение. В том числе и бывшим представителем молдавского президента на переговорах, заявившим недавно, что решающим в урегулировании может стать американский фактор.
Министр иностранных дел непризнанной ПМР Валерий Лицкай еще накануне визита молдавского президента в Москву в разговоре с корреспондентом "НГ" предположил, что Воронин, вероятно, поддержит "федеративный проект" посредников. Хотя прежде Кишинев (в отличие от Тирасполя) уклонялся от подписания деклараций в поддержку федеративных принципов. Симптоматично, что сегодня и приднестровская сторона не склонна к демонстрации непримиримого конфронтационного настроя. Валерий Лицкай отметил, что проблема личного противостояния лидеров - Владимира Воронина и Игоря Смирнова - не представляется непреодолимой. Даже если они и не встретятся лично, в дипломатии на этот случай разработана процедура раздельного подписания документов, напомнил Валерий Лицкай.
Как заметил редактор оппозиционной бендерской "Новой газеты" Андрей Сафонов, определяющими в урегулировании становятся не внутренние, а внешние факторы. В частности, и тот, что Россия сейчас достаточно динамично сотрудничает в приднестровском вопросе с западными государствами. И в этой ситуации Кишинев обладает большим пространством для политических маневров.
Кишинев