События последних месяцев могут не только существенно повлиять на расстановку сил в Туркмении, но и изменить направление инфраструктурных проектов. Теоретически карта будущих нефте- и газопроводов и, возможно, автодорожных трансконтинентальных магистралей может быть развернута буквально на 180 градусов.
На днях Туркмения обратилась к США с просьбой помочь в развитии нефтегазовой отрасли республики. Агентство США по вопросам международного развития утверждает, что туркменские власти даже готовы изменить законодательство страны, сделав его более привлекательным для американских инвесторов. США согласились оказать Ашхабаду помощь по широкому кругу вопросов, начиная с экспорта углеводородов на мировой рынок и заканчивая работой отдельной нефтяной вышки. Для этого в текущем году выделяется 400 тыс. долларов. Стоит напомнить, что ранее президент Туркмении Сапармурат Ниязов воздерживался приглашать в нефтегазовую отрасль страны иностранцев. К примеру, всем известна совсем недавняя история с проектом века Транскаспийского трубопровода, который должен был пройти из Туркмении через республики Кавказа и Турцию в Европу. Эта история завершилась в 2001 г. тем, что Ашхабад окончательно отказался сотрудничать с Вашингтоном, обвинив США в том, что они политизируют экономическое сотрудничество.
Очевидно, что инвестиции сейчас нужны не столько Туркмении, сколько непосредственно Туркменбаши. Они стали бы своего рода поддержкой Запада, необходимой для укрепления пошатнувшегося в глазах цивилизованного мира имиджа Ниязова. В принципе Туркменбаши мог бы договориться и с Россией. Например, с "Газпромом", который на протяжении длительного времени работает в Туркмении. Но он предпочитает отказывать всем, в первую очередь Москве, в пользу американцев.
Правозащитные организации США по-прежнему держат в центре внимания проблемы соблюдения прав человека, но промышленным компаниям, осваивающим "золотой" туркменский рынок, выгодно иметь дело с одним человеком, который решает все вопросы, чем проходить сотни бюрократических препон. Поэтому инвестиции с большим удовольствием могут быть вложены в страны с тоталитарным режимом правления. В этом смысле Туркмения привлекательна для иностранных компаний. Например, больше всего американских инвестиций идет не в демократические развивающиеся страны, а в сильный своими тоталитарными традициями Китай. Кстати, во многом благодаря этому между Пекином и Вашингтоном сохраняются неплохие отношения. Прибыли, получаемые американскими компаниями в Китае, не позволят правительству США разорвать отношения с Пекином. Вывод о вреде авторитаризма для успешных экономических реформ неприменим для азиатского общества.
Туркменбаши понимает, что, пока в его стране западные компании получают прибыль, он неприкосновенен. Но опасность подкрадывается к нему со стороны Узбекистана - соседа, не менее привлекательного для западных инвесторов. Ниязов все явственнее опасается того, что американцы сделают Ислама Каримова опорой для продвижения своих интересов в Центральной Азии. В свою очередь, Узбекистан активно развивает экономические и политические отношения с США, впрочем, как и с Россией.
Напомним, что на днях "Газпром" и "Узбекнефтегаз" заключили перспективное соглашение о стратегическом сотрудничестве, которое, в частности, предусматривает поставку узбекского газа в Россию в 2003-2012 гг. Причем с 2005 г. объем закупок газа возрастет до 10 млрд. кубометров в год. Стороны договорились также о сотрудничестве в области добычи газа, например, на месторождении Шахпаста, на условиях совместной реализации проекта.
Все эти соглашения ставят под сомнение достижение в ближайшей перспективе аналогичной договоренности с Ашхабадом. Как известно, Россия и Туркмения давно и безуспешно пытаются договориться о поставках туркменского газа в РФ, но не могут сторговаться из-за разногласий в цене на газ. Туркменбаши надеялся, что, заключив соглашение с Пакистаном и Афганистаном о строительстве Трансафганского газопровода, он сумеет сделать Кремль более уступчивым. Однако последние договоренности между российской и узбекской компаниями показали, что эти расчеты не оправдались.
Конечно, ключевая роль в регионе остается за Казахстаном, но он слишком тесно связан с Россией и не может способствовать уверенному продвижению США в Центральной Азии. Узбекистан же всегда готов перетянуть на себя симпатии американских компаний. Такая "рокировочка" может стать роковой для "нейтрального" ниязовского режима.