Туркменбаши - любимая, если не единственная модель, вдохновляющая туркменских скульпторов и художников.
Экс-министр сельского хозяйства Туркмении Сапармурат Ыклымов, ныне проживающий в Швеции, на днях объявил бессрочную голодовку. Он неоднократно обращался в ООН и ОБСЕ с просьбой оказать давление на президента Туркмении Сапармурата Ниязова. Однако, по его мнению, мировое сообщество в целом равнодушно взирает на то, что происходит в Туркмении, и обвинил Запад в "двойном стандарте". После чего Европейский союз выступил за "полное и прозрачное расследование недавно произошедших в Туркмении событий". Евросоюз призывает правительство Туркмении допустить в страну наблюдателей и напоминает при этом о международных обязательствах, взятых на себя страной. В свою очередь, на очередном заседании силовиков Туркменбаши заявил, что "ОБСЕ и другие международные организации нам не указ".
Между тем туркменские власти отказали представителям ОБСЕ и посольства США в Туркмении в просьбе присутствовать на судебном заседании. Наблюдатели прибыли к зданию суда, где проходил процесс над представителем Туркмении в ОБСЕ Батыром Бердыевым, однако милиция в здание их не пропустила, даже несмотря на то что они принесли с собой брошюру Конституции страны, в которой зафиксировано право присутствовать на подобном заседании. Но сотрудники Министерства юстиции ответили им, что суд над "наемниками" закрытый.
Сегодня в Ашхабаде процессы над обвиняемыми все еще продолжаются, хотя было указание президента Ниязова провести судебные разбирательства в недельный срок. Затягивание процесса наблюдатели связывают с тем, что обвиняемые в ходе следствия подвергаются пыткам, после которых их просто невозможно доставить в зал судебных заседаний. К середине нынешней недели приговорены к различным срокам заключения из 60 только 28 человек, обвиняемых в покушении на президента страны Сапармурата Ниязова и государственном перевороте. Пятерых приговорили пожизненно. Напомним, это экс-министр Борис Шихмурадов, бывший глава Центробанка Худайберды Оразов, бывший посол в Турции Нурмухаммед Ханамов, бизнесмен Ыклым Ыклымов. Как сообщают наши источники, один из осужденных братьев Ыклымовых Оразмамед предстал перед судом оглохшим на одно ухо, с вывихом руки и отеком глаза.
О том, что в Туркмении применяются пытки, рассказал "Немецкой волне" бывший сотрудник прокуратуры Туркмении, побывавший в застенках КНБ, и бывший следователь Чары Аннамурадов, ныне проживающий за рубежом: "Практика получения признательных показаний с помощью пыток в правоохранительных органах Туркмении началась в 1995-м, а закрепилась в 1996-м. Тогда ставилась задача - любым способом получать нужные показания на указываемых людей".
О применении пыток говорится и в докладах международных правозащитных организаций, в частности "Хьюман Райтс Вотч". Представитель ОБСЕ по свободе СМИ Фреймут Дуве резко осудил действия туркменских властей. Выступая на заседании Постоянного совета ОБСЕ, Дуве сказал, что телевидение в Туркмении показывает репортажи о том, как обвиняемые делают признания и осуждаются представителями общественности, которые требуют смертной казни. "Это - те же самые методы, которые использовались во время сталинских показательных судов 1930-х годов в Советском Союзе". Он также обвинил туркменские власти в расизме. Так, Туркменбаши, говоря об одном из лидеров оппозиции Борисе Шихмурадове, заявил: "Его кровь разбавлена кровью иной национальности... Там, где истинная кровь наших предков смешана с иной кровью, национальный дух невысок".
Напомним, что среди арестованных есть еще и граждане других государств. Например, обвиненных шестерых турецких граждан Ашхабад безоговорочно передает Турции. Генпрокуратура Туркмении считает их исполнителями-наемниками, хотя, как следует из их показаний, они прибыли в страну в качестве туристов.
Ашхабад также намерен выдать России четырех ее граждан, арестованных по данному делу. Об этом договорились по телефону президенты двух государств. Правда, инициатором этого разговора был сам Туркменбаши. Взамен туркменский лидер требует выслать из России туркмен, подозреваемых в подготовке покушения на Ниязова.
Однако, как считает директор Института прав человека Валентин Гефтер, "формально туркменская сторона не имеет права выдавать российских граждан, совершивших преступление в Туркмении. В этом случае они должны нести наказание по законам страны, в которой совершили преступление. Однако если они совершили преступления и на территории России, то в этом случае применяется практика взаимной правовой помощи. Но здесь явно прослеживается игра, связанная с подставной ролью обвиняемых, чеченцев по национальности".
Кстати, на двоих чеченцев - Амирбека Бишоева и Руслана Садулаева - правоохранительные органы РФ уже передали своим туркменским коллегам "дело", где содержатся сведения об их активном участии в бандформированиях на территории Чечни. Принадлежность к боевикам третьего чеченца Магомата Нуралиева секретарь Совета безопасности Владимир Рушайло доказать не смог. Напомним, что он в начале января посетил Ашхабад, где было подписано соглашение с секретарем Госсовета безопасности Туркмении Режепбаем Аразовым "о розыске и выдаче" друг другу граждан двух стран фактически по первому требованию.
Валентин Гефтер считает, что Россия лишь только делает видимость, что защищает своих граждан: "Их запрашивают не потому, что они свои граждане, а свои "преступники". В этом и состоит это "подковерное" соглашение - отдайте наших преступников и заберите себе тех, кого вы считаете своими гражданами. Судят людей там, где они совершили преступление. Но мы имеем полное право на то, чтобы по отношению к нашим гражданам соблюдались не только внутренние законы, но и международные стандарты прав человека".
Председатель комиссии по правам человека при президенте РФ Элла Памфилова сообщила, что "под эгидой комиссии мы будем создавать центр быстрого реагирования для помощи соотечественникам, гражданам России, оказавшимся в трудной ситуации за рубежом". Что касается туркменского судебного процесса, то, по ее мнению, "это дело переплюнуло знаменитое "дело врачей" в СССР.