Очаровательная улыбка и интуиция - главные козыри Нино Бурджанадзе.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
- Госпожа Бурджанадзе, Грузия за последний год продемонстрировала жесткую и недвусмысленную переориентацию на Запад. Считаете ли вы, что ухудшение отношений между нашими государствами - следствие этой политики?
- Самый большой раздражитель в российско-грузинских отношениях - это то, что мы пытаемся вести самостоятельную политику, строить наши отношения с западными государствами и с НАТО. Но давайте зададимся вопросом: почему это раздражает Россию? Разве Россия не на Запад смотрит, не в сторону НАТО? Отношения России и НАТО намного более продвинутые, чем Грузии и НАТО, - и в правовом, и в политическом плане. Мы, конечно, понимаем, что Россия - великая держава, однако постоянно действовать по принципу - что позволено Юпитеру, не позволено быку - не может.
У нас нормально продвигаются отношения с НАТО, и мы пытаемся использовать эти отношения в целях нашей безопасности. Поскольку мы считаем, что НАТО - это та структура, которая пытается поддержать мир и стабильность во всех регионах, где она присутствует.
У России жив еще синдром бывшей империи. Нам не раз говорилось, что, пожалуйста, дружите, но через Москву. Естественно, это никого не устраивает. Мы пытаемся выстраивать самостоятельные отношения и с Россией, и с нашими западными партнерами. И другой вопрос: почему Грузия решила дружить с Западом? Прежде всего у нас общие ценности, которых мы бы хотели достигнуть, - демократия, свобода слова, тот стиль жизни, который позволил европейским государствам процветать и жить достаточно благополучно.
Есть еще один политический момент. У нас с Россией складывались только отрицательные отношения после развала Союза. Когда нам перекрыли кислород со всех сторон, мы стали искать поддержку. Поддержка пришла не со стороны России, а со стороны наших западных друзей. Американцы нам выдали миллион долларов для охраны границы, а у России не нашлось даже 10 биноклей ночного видения. Грузия - единственная страна, которая не получила от военного советского имущества ничего. Нам отказали даже в ржавых катерах для охраны морских рубежей. Их подарили греки, турки, американцы. Они помогают создавать нашу армию.
- Как ориентация на Запад соотносится с полной энергетической и газовой зависимостью от России?
- В определенном смысле мы, конечно, зависим. Но, с другой стороны, делаются ложные заявления, будто Россия продает Грузии газ по неимоверно низким ценам. Это неправда. С "ИТЕРОЙ" у Грузии обычный коммерческий договор, и мы покупаем газ за ту же цену, что и другие государства СНГ. Да, эта цена ниже европейской. Естественно. Поскольку в Европу газ идет через Украину, и туда уже входит надбавка за транзит. Это попытка показать, будто Россия дает газ Грузии, чуть ли не бесплатно, а Грузия такая неблагодарная... Спасибо не говорит.
Мы бы хотели с Россией строить нормальные добрососедские отношения. Мы против отношений хозяин-подчиненный.
- Перед вашим приездом в Москву президент Шеварднадзе заявил, что потенциал урегулирования российско-грузинских взаимоотношений далеко не исчерпан. Можно ли ожидать потепления?
- Мы на это очень надеемся. Поскольку состояние, в котором находятся российско-грузинские отношения, не соответствует интересам ни грузинского, ни российского государств. Поэтому мы должны искать серьезные пути выхода из этого тупикового состояния, в котором оказались наши отношения. Что же касается потенциала, то, безусловно, он не исчерпан. Очень часто нет не только взаимопонимания, но нет даже желания прийти к взаимопониманию. Президенты встречаются, договариваются, а затем эти договоренности где-то "замерзают". Так было после кишиневского саммита, который проходил на фоне довольно тяжелых российско-грузинских отношений. Вроде бы президенты обоих государств заявили, что нашли взаимопонимание. Однако события, произошедшие в последнее время, вновь загнали нас в тупик.
- Разногласия между Москвой и Тбилиси возникают по поводу сроков пребывания российских военных баз в Грузии. Кроме того, грузинская сторона требует возместить многомиллионный ущерб, который, как полагают в Тбилиси, нанесло длительное пребывание российских военных в республике. Как будет решаться этот вопрос?
- Этот вопрос решить можно. Не скажу, что очень легко, но при желании вполне реально. Во-первых, российская сторона в 1999 году во время стамбульского саммита ОБСЕ взяла на себя обязательства, что выведет до июля 2000 года две военные базы - Вазианскую и Гудаутскую. Однако выполнила свое обещание лишь частично. Вазианская военная база закрыта. Что же касается Гудаутской, то утверждают, что она также закрыта, хотя документального подтверждения у нас пока нет. Следующий пакет обязательств по тому же стамбульскому соглашению предполагал, что до конца декабря 2001 года должны были завершиться переговоры о сроках вывода двух других баз - в Ахалкалаки и Батуми. Не только в декабре переговоры не были закончены, но и до сих пор. Мы считаем принципиально важным их продолжить. Россия просит 14 лет для вывода двух военных баз, на которых работает не более тысячи человек, - это невозможно. Поймите, это не экономическая, а чисто политическая причина. Может быть, три года, которые мы просим, для России неприемлемые сроки, но и для нас неприемлем вариант 14 лет. Нужно садиться за стол переговоров и конструктивно говорить о том, что же все-таки делать. По поводу оплаты... Я понимаю, что никто не любит, когда просят деньги, но, с другой стороны, это элементарная логика. Российские военные базы в течение долгого времени находятся на территории Грузии и не платят ничего - ни за аренду земли, ни за коммунальные услуги, ни за пользование нашей территорией. Практически они там находятся как на своей территории. Ведь нигде в мире такого нет. И почему надо в штыки принимать наше законное требование оплатить присутствие баз на территории Грузии, тогда как такое же соглашение Россия подписала, например, с Азербайджаном. Вы знаете, там находится Габалинская РЛС. Получается двойной стандарт - с Азербайджаном можно договариваться, вести конструктивный диалог и платить за станцию, а с Грузией - нет. Мы просим то же самое. Так принято в международной практике. Естественно, мы не просим миллиардов. Но требования - это одно, а другое - какая сумма реальна и на что на данном этапе экономического развития способна Россия. Для этого необходимо сесть за стол переговоров.
Я считаю, что излишне драматизируют ситуацию с военными базами в Грузии, потому что эти базы России не нужны. Это говорю не я, потому что я не специалист, а говорили многие российские военные специалисты. Эти базы несут чисто политическую нагрузку. И я могу сказать однозначно - отрицательную нагрузку. В Грузии все прекрасно помнят, какую негативную роль сыграла в абхазском конфликте Гудаутская военная база, которая снабжала сепаратистов не только оружием, но и живой силой. Практически мы тогда проиграли войну не абхазам, а России - чеченцам и Гудаутской военной базе. И такую же отрицательную роль играют другие базы, находящиеся на нашей территории.
Я уверена, без российских баз наши отношения с Россией приобрели бы более конструктивный и позитивный характер.
- А о какой сумме идет речь?
- Сейчас я не могу назвать цифру, поскольку этим вопросом занимается Министерство финансов. Когда будут первые результаты, тогда я смогу ответить на ваш вопрос. Могу заверить, что эти суммы берутся не с потолка.
- Не секрет, что становлению и укреплению грузинской государственности мешает неурегулированность отношений Центра с мятежными автономиями - Абхазией, Южной Осетией. Усилия международных посредников по разрешению этих конфликтов пока безрезультатны. Можно ли надеяться, что в ближайшее время эта проблема сдвинется с мертвой точки?
- Проблема Абхазии и Южной Осетии достаточно серьезная, поскольку это не только внутригрузинское дело. Это стало проблемой отношений Грузии и России. Если бы не серьезная поддержка с российской стороны абхазских и южноосетинских сепаратистов, то мы бы уже давно сами справились с этой ситуацией. Поскольку у них не осталось бы иного выхода, чем диалог с нами. Они были бы вынуждены пойти на уступки. С одной стороны, Россия говорит, что поддерживает территориальную целостность Грузии, а с другой - жителям Абхазии, грузинским гражданам, предоставляет российское гражданство. Или без уведомления центральной власти открывает железную дорогу в Абхазию. На правовом языке это называется аннексией территории. Кроме того, в Абхазии идет полным ходом приватизация собственности, часть которой принадлежит грузинским беженцам. Российские физические и юридические лица становятся собственниками объектов на территории Абхазии. Причем в Абхазии в обиходе российский рубль, а не грузинская или другая национальная валюта. Практически идет русификация населения. Предоставляется поголовно российское гражданство. По заявлению абхазской стороны, 80 процентов населения уже стали российскими гражданами. По нашей информации, близ Сочи строится станция связи. Кроме того адлерский аэропорт необходимо закрыть на реконструкцию, для чего придется восстановить и расширить сухумский аэропорт, откуда будут летать российские внутренние самолеты. Нужно быть очень наивным, чтобы не понять, что это значит. Как бы вы отреагировали, если бы немцы, не спросясь у центральных российских властей, предоставили бы в одностороннем порядке для жителей Калининграда немецкое гражданство? То же самое, например, Курильские острова - Япония предоставила бы жителям островов свое гражданство без ведома Москвы.
Но, несмотря на все эти трудности, мы хотим за круглым столом прийти к компромиссу. Для этого и приехала в Москву наша делегация, чтобы найти пути выхода из этой ситуации. И мы постараемся, чтобы нас услышали. Россия - большая страна, которая может создать массу проблем маленькой Грузии.
- Как вы оцениваете итоги визита?
- У нас была встреча в Совете Федерации, где был подписан ряд документов. Было принято решение возобновить переговоры по рамочному договору, базам. И сенаторы согласились рассмотреть нашу просьбу изучить вопросы паспортизации в Абхазии и об открытии железной дороги, чтобы найти выходы из этого тупика. Я надеюсь, что наша делегация вернется домой не с пустыми руками.