Намеченная на февраль встреча рабочих групп прибрежных государств по статусу Каспия в формате "пятерки" под большим сомнением. В минувшую пятницу спецпредставитель президента России Виктор Калюжный в ходе однодневного визита в Баку постарался "синхронизировать усилия сторон", чтобы не сорвать встречу "каспийской пятерки". Первоначально встреча намечалась на осень 2002 года и уже дважды откладывалась. Причем декабрьское заседание было сорвано по вине Туркмении, отказавшейся прислать в Азербайджан своих представителей. Какой сюрприз преподнесет Ашхабад на этот раз, никто не берется предсказывать.
"Баку в любое время готов принять рабочие группы всех каспийских государств и готов сделать все, чтобы встреча состоялась", - заявил министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев. Одного пожелания, как выясняется, маловато. В ходе сложнейшего переговорного процесса интересы Ирана и Туркмении столкнулись с интересами "каспийской тройки" - России, Казахстана и Азербайджана. Скоротечный визит российского дипломата, судя по всему, и был попыткой смягчить существующие противоречия и отвести угрозу от провала всего переговорного процесса.
Дело в том, что Виктор Калюжный появился в Баку сразу же после визита представителя иранского президента - Мехти Сафари. Как предполагалось, девятый по счету раунд ирано-азербайджанских переговоров должен был максимально сблизить позиции сторон. От визита Мехти Сафари зависело согласование проекта двустороннего соглашения о разделе Каспия, которое, как анонсировало азербайджанское внешнеполитическое ведомство, подпишут президенты Азербайджана и Ирана весной - во время официального визита в Баку главы иранского государства Мохаммеда Хатами.
Мехти Сафари, если говорить без обиняков, оказался в незавидном положении. В Баку на него возлагали определенные надежды: позитивный перелом в азербайджано-иранских отношениях после визита президента Азербайджана Гейдара Алиева в Иран весной прошлого года должен был "привести к скорому решению двусторонних проблем в вопросе раздела Каспия". В Тегеране, напротив, напутствовали своего эмиссара "государственной установкой": Иран даст свое согласие лишь на условиях равного раздела Каспия. Не случайно президент страны Гейдар Алиев не принял иранского посланника, как предполагалось ранее. Объяснение на этот счет дал глава азербайджанского МИДа Гулиев: "Встреча с президентом страны обычно проводится тогда, когда готовы конкретные договоренности или нужно решить особо сложную проблему. В данном случае этого не было, а потому не было и необходимости во встрече с главой государства". Похоже, Тегеран и Баку не захотели афишировать свои разногласия.
В этой ситуации переговорный процесс, по экспертной оценке, не способен до февраля преодолеть "затянувшийся кризис взаимоотношений". Если встреча состоится, то, по словам Виктора Калюжного, Россия, Казахстан и Азербайджан подпишут в Баку трехстороннее соглашение по координатам национальных секторов трех прикаспийских государств на территории акватории Северного Каспия.
В основе принципов разделения северной части Каспия между Россией, Азербайджаном и Казахстаном лежит так называемая модифицированная срединная линия, равноудаленная от крайних береговых точек. Тот самый принцип, который, мягко говоря, игнорируют Иран и Туркмения. Виктор Калюжный также отметил, что "при всех случаях 25-26 января в Тегеране состоится встреча представителей пяти прибрежных государств по вопросам экологии Каспия".
Баку