Завтра начнется двухдневный государственный визит президента Армении Роберта Кочаряна в РФ. Однако высочайший дипломатический уровень визита не отразился на повестке дня: к подписанию готовится только одно межведомственное соглашение в области кинематографии. Ожидается также, что Кочарян получит почетный титул доктора Дипломатической академии МИД России, выступит на одном из российских телеканалов и съездит в Краснодар, чтобы обсудить с губернатором Александром Ткачевым межэтническую обстановку в крае.
Совершенно очевидно, что все перечисленные вопросы интересуют армянского президента гораздо меньше, нежели запланированные на 19 февраля президентские выборы в Армении. Но, учитывая пророссийские симпатии населения Армении, государственный визит в Россию крайне важен Кочаряну как "ударный" элемент его пиар-кампании.
У российской стороны совершенно другой подход к предстоящим переговорам. Об этом можно судить по состоявшейся 13 января встрече Владимира Путина с председателем российско-армянской экономической комиссии Ильей Клебановым. Источники "НГ" в Минпромнауки утверждают, что российский президент выразил недовольство развитием российско-армянских экономических отношений. Больше всего Путина беспокоит то, что вопрос о передаче России пяти армянских предприятий в счет погашения государственного долга (в размере около 100 млн. долл.) решается "недопустимо медленно", отмечают те же источники.
Напомним, в ходе последней встречи Михаила Касьянова с Робертом Кочаряном в Ереване в ноябре 2002 года Илья Клебанов подписал протоколы о передаче в собственность России трех оборонных НИИ, завода "Марс" и Разданской ГРЭС. Впоследствии выяснилось, что Клебанов подписывал протоколы без соответствующих на то полномочий. Кроме того, армянская сторона не представила необходимого перечня имущества по каждому предприятию. Кстати, по данным "НГ" эти документы не переданы в российскую Госдуму до сих пор, хотя Национальное собрание Армении поспешило ратифицировать упомянутые протоколы.
Эксперты предполагают, что путаница с документами связана не с предвыборной чехардой в армянских структурах власти, но с некими закулисными играми с армянским государственным долгом России. Информированные источники утверждают, что все пять предприятий практически не работают, а поэтому правительство Армении пытается сбагрить их России, одновременно списав всю сумму госдолга.
Российское правительство, выступившее инициатором "обмена", попыталось обойти ратификацию протоколов в Госдуме, но против выступило Министерство финансов РФ, резонно заметившее, что в результате такого бартера российские налогоплательщики не просто вынуждены будут простить Армении 100 млн. долл. долга, но и должны будут начиная с мая 2003 года платить зарплаты работникам убыточных армянских предприятий. В последнее время, правда, наблюдаются попытки повесить "оборонные" НИИ и завод "Марс" на баланс какого-нибудь крупного российского концерна типа "Норильского никеля". Однако российский бизнес в отличие от российского налогоплательщика не очень хочет взваливать на себя заведомо убыточные объекты.
Еще один вариант развития событий озвучил недавно Михаил Касьянов, заявивший, что армянские предприятия будут поставлены на ноги за счет российского бюджета, а затем переданы частным владельцам.
Видимо, занятые подготовкой к выборам армянские власти отложили решение этого вопроса: цена власти гораздо выше стоимости любых промышленных объектов. Но далее откладывать решение интересующей Россию проблемы, видимо, невозможно. Ибо от "российского фактора" во многом зависит исход предвыборной кампании.