В начале декабря Астана официально обратилась к руководству Азербайджана с просьбой начать переговоры и подготовку межправительственного соглашения. События развивались столь стремительно, что в канун Нового года уже обозначились контуры проекта. Агентство международного развития США передало Казахстану 250 тыс. долл. для проведения расчетов его рентабельности. При удовлетворительных результатах Соединенные Штаты обещают профинансировать все связанные с формированием нового маршрута (Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан) процедуры. Сумма финансовой помощи будет определена только после официального согласия высшего руководства Казахстана подписать двустороннее соглашение с Азербайджаном экспортировать свою нефть по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД).
Выбор еще одного трубопроводного маршрута на Каспии - событие и впрямь не рядовое, тем более в условиях происходящего передела мирового нефтяного рынка. Казахстан подтверждает готовность создать многовекторные транспортные коммуникации и не привязывать себя только к нефтепроводу КТК (Каспийский трубопроводный консорциум), который, по оценкам экспертов, не осилит перекачку всей добываемой в Казахстане нефти после начала добычи на месторождении Кашаган. Ныне Астана прокачивает собственную и добываемую иностранными компаниями нефть по российским коммуникациям в порт Новороссийск и вынашивает идею транспортировки части этой нефти по территории Ирана в Персидский залив. TotalFinaElf завершила подготовку технико-экономического обоснования иранского маршрута. Правда, в последнее время Астана все чаще выражает недовольство намерением России увеличить транзитные тарифы для нефтепровода КТК. Похоже, что производители нефти в Казахстане решили опередить события и обзавестись запасной трубой. Но веским аргументом использовать джейханскую трубу послужило намерение компаний ENI, TotalFinaElf, INPEX и ConocoPhillips, владеющих 15% акций в консорциуме БТД, прокачивать свою долю казахстанской нефти в Джейхан. Компании гарантируют поставлять 20 млн. тонн нефти в год.
Управляющий директор по транспортной инфраструктуре и сервисным проектам национальной компании "Казмунайгаз" Каиргельды Кабылдин по итогам переговоров с Госнефтекомпанией Азербайджана заверил азербайджанскую сторону в готовности через месяц после ввода в строй БТД начать транспортировку казахстанской нефти. На начальном этапе нефть будет доставляться танкерами в порт Дюбенди, откуда она будет переправляться на Сангачальский терминал. По словам Кабылдина, строительство подводного трубопровода Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан (АБТД) не исключено, но его реализация может начаться только после определения правового статуса Каспия.
Более обстоятельно проект был обсужден в Лондоне, где по инициативе США участвовали представители Казахстана и Азербайджана, British Petroleum-Азербайджан, а также участвующие в консорциуме БТД четыре компании. С привлекательностью трубопровода согласился и министр топлива и энергетики РФ Игорь Юсуфов. Находясь недавно с визитом в Баку, он отметил, что "Россия не будет возражать против строительства подводного трубопровода для транспортировки казахстанской нефти по ОЭТ Баку-Тбилиси-Джейхан, однако лишь в том случае, если он не пройдет через ее территорию. Если же трубопровод будет проложен через территорию РФ, то Москва готова рассмотреть вопрос своего участия в этом проекте", - сказал российский министр.
В Баку полагают, что Москва учитывает реалии в Каспийском регионе и то, что КТК имеет предел пропускной способности транзита добываемой в Казахстане нефти. Учитываются и возможности проливов в Турции. Казахстан предупрежден: Босфор - не резиновый, проливы не в состоянии выдержать увеличения потока танкеров, вывозящих из Новороссийска казахстанскую нефть.
Баку