У Назарбаева надежные тылы.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Судьба космодрома Байконур стала одной из основных тем обсуждения президента России Владимира Путина и его казахстанского коллеги Нурсултана Назарбаева вчера в Кремле. По словам президента Казахстана, он заинтересован в том, "чтобы сотрудничество по использованию космодрома продолжалось в интересах России, Казахстана и всего мира". В действительности космодром Байконур является основным после казахстанского шельфа Каспийского моря интересующим Россию объектом, который Казахстан может предложить России взамен на политическую поддержку президента Назарбаева Кремлем.
А эта поддержка уже получена. Следующий год объявлен Годом Казахстана в России. Если судить по итогам уходящего Года Украины в РФ, то можно предположить, что 2003-й завершится усилением позиций России в перспективнейшей стране Центральной Азии в ущерб интересам Запада в этом регионе.
Большую часть времени, проведенного на российской земле, казахстанский президент находился не в Кремле, а в подмосковном Королеве, где расположены Центр управления полетами и предприятие ракетно-космической корпорации "Энергия". Для Назарбаева даже организовали прямой телесеанс связи с нынешним экипажем Международной космической станции. "Космодром Байконур посылает вас в космос и встречает", - сказал президент космонавтам. Мало того, Казахстан недавно заявил о намерении стать полноценной космической державой: в стране принята национальная космическая программа, где наряду с созданием совместно с Россией и Украиной новых ракет-носителей Астана решила сформировать национальный отряд космонавтов и уже ведет переговоры о стажировке четырех казахских летчиков в российском Центре подготовки космонавтов.
Другой важной темой обсуждения президентов России и Казахстана стали перспективы масштабных проектов в энергетической сфере, в том числе на Каспии. В ходе переговоров не менее актуальной оказалась и политическая поддержка казахстанского лидера, оказавшегося в центре международного скандала. Некоторые аналитики допускают, что отношение Москвы к Астане изменилось именно потому, что Кремль поспешил использовать сложную ситуацию вокруг Нурсултана Назарбаева. К добивающейся его отставки внутренней оппозиции в последнее время примкнули влиятельные круги, обычно в таких случаях скрывающиеся за словосочетанием "международная общественность". Неожиданное продолжение получила так называемая история "Казахгейта" - дела трехлетней давности о взятках и секретных счетах правительственной верхушки республики в швейцарских банках. По сообщению "Нью-Йорк таймс", из документов Министерства юстиции США следует, что президент Нурсултан Назарбаев в 90-х годах брал огромные денежные суммы с американских инвесторов в награду за предоставление нефтяных концессий, а впоследствии пытался помешать расследованию этих случаев. По информации источников газеты, казахстанские власти неоднократно обращались к вице-президенту США Дику Чейни с просьбой приостановить следствие, но каждый раз получали категорический отказ. Мало того, как сообщает "Нью-Йорк таймс", по просьбе американской прокуратуры швейцарские власти заморозили свыше 120 миллионов долларов на счетах казахских лидеров и членов их семей, включая президента Назарбаева и его близких. Однако несколько дней тому назад американский юрист Рейд Вайнгартен, защищающий интересы президента Казахстана, направил заместителю министра юстиции США Ларри Томпсону письмо, в котором сообщается о согласии Нурсултана Назарбаева сотрудничать с американским правосудием при гарантиях, что он будет признан невиновным. Причем на сей раз Казахстан "в обмен на полноценное экономическое и политическое сотрудничество с США" потребовал "формального заверения, что президент Назарбаев не будет обвинен". Недвусмысленным ответом американских властей на это сенсационное обращение можно считать сам факт обнародования письма во влиятельном издании...
Многие аналитики сходятся во мнении, что, несмотря на крупные запасы нефти в Казахстане, которые не могут не интересовать Соединенные Штаты, Вашингтон крайне болезненно реагирует на казахстанского лидера и его окружение. Причиной такого отношения стала не только коррупция, недавно приведшая к очередному громкому скандалу между правительством Казахстана и американскими инвесторами, но и нестабильность политических симпатий и предпочтений руководства страны. Приветствуя антитеррористическую деятельность НАТО, которая потребовала размещения на территории центральноазиатского государства военных баз коалиции, Назарбаев тем не менее все больше ориентируется на Москву и в сфере безопасности, и в вопросах экономики.
Таким образом, надежды Вашингтона на казахстанскую "одновекторность" напрасны. Год Казахстана вполне может принести России немалые "нефтяные" дивиденды и усиление геополитических позиций в регионе. Как сложится судьба Назарбаева по окончании этого, явно исторического Года - Москву интересует так же мало, как будущее украинского президента Кучмы.