Президент компании 'Славнефть' Юрий Суханов привыкает жить с оглядкой на губернатора Чукотки.
В минувшую пятницу вечером, по окончании рабочей недели, белорусское правительство продало 10,83% акций "Славнефти" единственному участнику торгов - Славнефтебанку, представляющему интересы "Сибнефти", за 6,6 млрд. российских рублей (207 млн. долл.). Теперь "Сибнефть" в случае перевода "Славнефти" на единую акцию получит блокирующий пакет акций. Дело в том, что, согласно российскому законодательству, при переходе на единую акцию расчеты ведутся по добывающему предприятию компании. Поэтому доля владельцев головной компании и перерабатывающих предприятий размывается, а пакет акционеров добывающего общества увеличивается. Именно на этом основании эксперты пришли к выводу, что у "Сибнефти" появился хороший шанс контролировать "Славнефть" в будущем. Оговоримся, что процесс перехода на единую акцию весьма непростой и продолжительный во времени, а до тех пор акции "Сибнефти" остаются спекулятивным пакетом, на котором можно неплохо заработать. В конечном итоге черту подведет аукцион по продаже "Славнефти" в России. Любой другой покупатель российского пакета "Славнефти" вынужден будет переплатить трасту "Сибнефти" и ТНК от 500 до 800 млн. долл.
Фонд по управлению госимуществом (ФУГИ) Белоруссии удовлетворил единственную заявку, поступившую на Белорусскую валютно-фондовую биржу (БВФБ) еще 22 ноября. Коллизия заключается в том, что первоначально московские независимые эксперты оценивали белорусский пакет в 120 млн. долл. Затем была объявлена цена российского пакета в 75,94% акций "Славнефти" (1,4 млрд. долл.), и белорусское правительство методом простой аналогии оценило свой пакет в 200 млн. долл. и объявило дату начала аукциона - 22 ноября.
Однако за пару дней до старта торгов произошли два события, которые чуть не изменили ход продажи. Во-первых, Российский фонд федерального имущества (РФФИ) объявил новую стартовую цену российского пакета - 1,7 млрд. долл. И аппетиты официального Минска возросли. Метод простой аналогии позволял белорусам требовать 245,5 млн. долл., а по неофициальной информации из администрации белорусского президента, Лукашенко распорядился получить за белорусскую долю 300 млн. долл. Однако к моменту начала аукциона второй покупатель, на которого президент Лукашенко возлагал серьезные надежды, - "Сургутнефтегаз" - отказался участвовать в торгах, чем сильно сбил цену. А заодно превратил аукцион в простые торги, для которых достаточно участия одного покупателя и наличия одной заявки.
Получив заявку через участника Белорусской валютно-фондовой биржи - Славнефтебанк - 207 млн. долл., белорусское правительство глубоко задумалось. Полторы недели на БВФБ ежедневно возобновляли прием заявок и перенос торгов на вторую половину дня или на утро следующего дня. Геннадий Подгорный, председатель Фонда по управлению госимуществом Белоруссии, пояснял, что его не устраивает предложенная цена и, не рассчитывая на иных участников, он все-таки ждет другого предложения по цене от "Сибнефти". Позже Андрей Кобяков, вице-премьер белорусского правительства, пояснял, что процесс торгов "трудный и вялотекущий" затягивается, потому что белорусское правительство рассчитывает на более приемлемую цену, возможно, по итогам прямых переговоров с "Сибнефтью".
Информация о переломе в торгах появилась в прошлую среду. После проведения прямых переговоров с представителями "Сибнефти" белорусское правительство согласилось принять 6 595 173 948 рос. рублей (207 млн. долл.) за 515087000 штук акций "Славнефти". Весь четверг и половину дня в пятницу в Минэкономики и в правительстве была очень напряженная атмосфера. Чиновники готовили аргументированный ответ, почему правительство устраивает цена сделки и почему нужно брать именно сейчас. Все это время господин Подгорный отсутствовал в кабинете, а другие отказывались от каких бы то ни было комментариев до момента согласования у президента. Наконец в 14.00 в пятницу первый вице-премьер Сергей Сидорский пошел с красной папкой с грифом "сверхсекретно", в которой находились проект постановления Совмина о продаже "Славнефти" и договор купли-продажи, к Александру Лукашенко. В 15.00 наши источники в администрации сообщили, что сделка одобрена. И господин Подгорный направился на биржу. В 16.30 работа БВФБ была продлена на два часа - до 18.30. Специальная рабочая группа во главе с Подгорным уединилась в отдельной комнате и оформила все документы, подтверждающие факт сделки. "Поскольку в Белоруссии впервые проходил аукцион с госсобственностью на такую крупную сумму, то биржа не брала комиссионного сбора с продажи. Были созданы все условия для благоприятного исхода событий", - сообщил представитель БВФБ. В 20.30 на веб-сайте биржи появилась информация о продаже "Славнефти". Суета кончилась. Согласно правилам торгов покупатель должен перечислить все деньги уже в ближайшую среду - 11 декабря.
Независимые эксперты считают принятое решение абсолютно правильным для Белоруссии. Израсходовав все средства на приобретение российского пакета (74,95%) акций "Славнефти", новый собственник по тем или иным причинам мог отказаться от приобретения белорусского пакета. Основная версия, объясняющая, почему правительство, две недели отказывавшееся продать по "заниженной" цене, вдруг изменило свое мнение и согласилось, проста. 27 ноября в Москве президенты России и Белоруссии обсуждали экономические проблемы, включая вопросы приватизации. Не исключено, что Владимир Владимирович разъяснил Александру Григорьевичу, что синица в руке надежнее журавля в небе. Какие он нашел аргументы, нам неизвестно, но именно после возвращения Лукашенко из Москвы процесс пошел в совершенно другом направлении.
Компетентные источники "НГ" в России также считают, что "хотя с точки зрения экономики это смешно звучит, но, может быть, данная сделка - это самый крупный экономический успех Белоруссии. Ведь Минску удалось выручить за пакет почти в два раза больше, чем его оценивали крупнейшие российские покупатели, и заставить их раскошелиться. Это большая цена".
В то же время, считают в Москве, если эти же покупатели победят на конкурсе в России, белорусский пакет им будет просто не нужен. Правда, с другой стороны, купленный пакет дает им возможность защититься от возможного поражения на российском конкурсе. Вкупе с тем пакетом, который уже находится в так называемом трасте минский пакет намного облегчает задачу противостояния какому-нибудь другому крупному покупателю, претендующему на российский госпакет. По крайней мере они будут себя чувствовать более защищенными, владея кусками собственности, пусть даже миноритарной. А если "Сибнефти" удастся получить основной российский пакет (75%), то тогда вообще проблем не будет.
Эксперты также отмечают, что у "Сибнефти" есть стопроцентная мотивация, чтобы бороться за контрольный пакет акций в России. Эта кампания уже очень близка к тому, чтобы установить контроль над "Славнефтью".
Минск