Очередным яблоком раздора между Россией и США стал в последнее время Таджикистан. Душанбе приходится делать реверансы то в одну, то в другую сторону, поочередно вызывая раздражение обеих. В последнее время, говоря о стратегическом сотрудничестве с Москвой, Душанбе ориентируется на более финансово и экономически привлекательное сотрудничество с Западом, который заинтересован в новом партнере не только как в сырьевой базе и потенциальном рынке сбыта, но и как в своем плацдарме в Центральной Азии. России, по вполне очевидным причинам, такие планы не нравятся. Широко афишируемые высылки из страны таджикских нелегальных мигрантов, а также громко прозвучавшие заявления о том, что в Чечне обнаружены переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК) "Игла", якобы оставшиеся в Таджикистане после распада Союза, наглядно демонстрируют отношение Москвы к изменившимся приоритетам внешней политики Таджикистана.
Душанбе в ответ крайне резко реагирует на "недружественные акты". Президент Эмомали Рахмонов выразил протест послу России в Таджикистане Максиму Пешкову. Что же касается ПЗРК, то начальник Генштаба МО Таджикистана Рамир Надыров заявил, что это "абсолютная ложь". Представитель штаба по координации военного сотрудничества со странами СНГ генерал-майор Гребенщиков заявил "НГ", что недоразумения в двусторонних отношениях возникают по вине неких третьих сил, заинтересованных в травле Таджикистана Россией. Это предположение нашло множество подтверждений после начала подготовки визита президента Рахмонова в Вашингтон. Президенты Буш и Рахмонов намерены обсудить конкретные проекты, касающиеся реконструкции взлетно-посадочной полосы международного аэропорта Душанбе. Ранее представители НАТО отказались от идеи расположения в Таджикистане военных баз по причине технического несоответствия инфраструктуры аэропортов западным стандартам...
Директор Центра стратегических исследований Андрей Пионтковский пояснил "НГ", что в начале антитеррористической операции в Афганистане Москва приветствовала базирование в Центральной Азии американских военных, которые, кроме выполнения своей непосредственной миссии, решили также проблему исламского радикализма. А сейчас Россия заинтересована в усилении собственных позиций в регионе.
Однако это не отражается на экономическом сотрудничестве Москвы и Душанбе: товарооборот неуклонно падает, по сравнению с предыдущим годом он снизился на 32,5% и составил всего лишь 198 млн. долл. То есть Россия, рассчитывающая на помощь Таджикистана в укреплении своего положения в Центральной Азии, но не готовая ради этой великой цели активизировать необходимое восточному партнеру экономическое сотрудничество, заняла заведомо проигрышную позицию собаки на сене.