Эдуард Шеварднадзе взял на себя личную ответственность за безопасность нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Дело в том, что на днях Грузия под нажимом западных партнеров согласилась с проектом строительства Основного экспортного нефтепровода через уникальное Боржомское ущелье.
Вся "история с географией" выглядит весьма странно. В тот момент, когда истек срок, установленный для согласования всех деталей проекта, Грузия вдруг выступила против прохождения нефтепровода через этот район. Боржоми для Грузии - не только знаменитый, единственный в своем роде горный курорт с реликтовыми сосновыми лесами, это еще и зона источников минеральной воды "Боржоми". На стороне местных "зеленых" выступило Министерство охраны окружающей среды Грузии. Министр Нино Чхобадзе потребовала от основного инвестора "проекта века" - компании British Petroleum (BP) гарантий абсолютной экологической безопасности боржомского участка нефтяной трассы. По мнению грузинских и привлеченных из Франции и Нидерландов экологов, любая утечка нефти поставит крест на репутации знаменитой грузинской минералки и на развитии создаваемого здесь Боржоми-Харагаульского национального парка.
Причем без официального одобрения грузинской стороны "зависал" проект стоимостью в 2,95 млрд. долл., который президент Грузии Эдуард Шеварднадзе назвал "делом своей жизни" и добился-таки, чтобы 1740-километровый маршрут проходил через грузинскую территорию, что сулит и многомиллионные платы за транзит, и тысячи новых рабочих мест. Важен этот проект и в геополитическом смысле: по замыслу США, Баку-Тбилиси-Джейхан должен стать альтернативой российским нефтепроводам.
Вашингтон отреагировал на возникший форс-мажор предельно жестко. Спешно прибывший в Тбилиси специальный советник президента и госсекретаря США по вопросам энергетической дипломатии в Каспийском регионе Стивен Манн пригрозил, что отказ от "боржомского" маршрута приведет к тому, что по территории Грузии не пройдет и экспортный газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум, от которого Грузия ожидает еще больших выгод. Не особенно церемонился с грузинами и командированный президент созданного в Баку под этот проект международного операционного консорциума "BP-Азербайджан" Дэвид Вудворд, намекнув, что при положительном решении "боржомской проблемы" через Грузию пройдет и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум.
Президент Грузинской международной нефтяной корпорации Георгий Чантурия, представляющий Грузию в этом проекте, солидарен с г-ном Вудвордом и уверен, что технологии, которые будут применены при сооружении трубопровода, сводят риск к минимуму даже при 12-балльном землетрясении и при любом оползне. Чантурия впервые открыто признал, что к охране БТД будут привлечены подготовленные пентагоновскими инструкторами подразделения. Кроме того, западными партнерами создается система аэрокосмического наблюдения за трассой. Ясно, что она позволит контролировать всю территорию Грузии, да и весь Кавказ в целом. В общем, создается такая система безопасности, при которой в Боржомское ущелье муха не залетит.
Однако противники прокладки трубы через Боржоми считают, что риски западные эксперты просчитали, что называется, на глазок. Так, президент грузинской компании Georgian glass & mineral waters, занимающейся добычей и розливом минеральной воды "Боржоми", Мамука Хазарадзе утверждает, что валютный ресурс боржомских вод значительно превосходит обещанную плату за транзит нефти. Уже сейчас доходы страны от продажи этой воды составляют 30 млн. долл. (10% всего грузинского экспорта), а в ближайшее время эта цифра достигнет 100 млн.
- Мы ведь чего хотим? - говорит Мамука Хазарадзе. - Чтобы BP соблюдала в Грузии те стандарты, по которым она работает, скажем, в Австрии, Италии, Франции, чтобы строители не загубили уникальный уголок Грузии и его уникальные ресурсы. А представители BP в ответ заявляют нечто дикое: если, дескать, разлив нефти в ущелье все же произойдет, мы вам поможем - пришлем своих специалистов по маркетингу, которые создадут вокруг вашей минеральной воды новую историю, заново "раскрутят" нашу марку┘
Несмотря на все протесты, в конце прошлой недели министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Грузии после многодневных переговоров заявила, что ее ведомство дает "добро" проекту БТД. Правда, с оговоркой: компания-инвестор должна не только выполнить ряд дополнительных природоохранных условий, но и рассмотреть альтернативные маршруты трубопровода в обход Боржомского ущелья. Но оговорки - они и есть оговорки. Реально же BP уже в конце первого квартала будущего года может начинать на грузинском участке БТД строительные работы.
Тбилиси