Претензии к России проще высказывать, чувствуя поддержку Запада. На фото: президент Таджикистана Эмомали Рахмонов (слева) и президент Туркмении Сапармурат Ниязов.
События двух последних дней фактически стали началом окончательного отдаления от Москвы Туркмении и Таджикистана. Прежде лояльные, ловившие на лету каждое слово, сегодня лидеры этих стран стали не просто строптивыми, но и амбициозными. Речь идет об обвинениях Сапармурата Ниязова в адрес России, на территории которой якобы готовилось покушение на Туркменбаши, и заявлении Эмомали Рахмонова, который предъявил Москве претензии, связанные ни много ни мало с нарушением Договора о дружбе и сотрудничестве между двумя странами. О том, что Россия потеряла Центральную Азию, говорилось сразу после террористической атаки на США 11 сентября прошлого года. Эти утверждения всякий раз старательно опровергали как лидеры центральноазиатских республик, так и местные политологи. Но сегодня можно уже с уверенностью назвать этот факт свершившимся. И если раньше главы государств Узбекистана, Казахстана, Киргизии и Таджикистана рассматривали западное военное присутствие здесь как наступление новой эры, то теперь и Туркмения, объявившая нейтралитет и до сих пор не принимавшая участия в антиталибской коалиции, показала Москве "козью морду".
На днях Туркменбаши через своего подчиненного, начальника отдела международной информации аппарата президента Сердара Дурдыева, обвинил Россию в покровительстве организаторам покушения на себя, "отца всех туркмен". В этой инсценировке остался открытым главный вопрос: для чего это было сделано? Если для расправы с оппозицией, то цель достигнута - уже арестованы более 100 человек, правда, кроме главных организаторов покушения, находящихся в эмиграции. Не менее важная причина обострения отношений с Москвой - раздел Каспия. Как известно, именно с Туркменией и Ираном в ходе апрельского саммита России так и не удалось договориться о принципах раздела водоема. Владимир Путин тогда в адрес туркменского коллеги бросил слова "плохой переговорщик", который, собственно, и провалил подписание документов по разделу Каспия.
В ответ Россия показала свою военную мощь и провела беспрецедентные военные учения Каспийской флотилии. Это не возымело должного действия на Туркменбаши. Тогда-то в российском истеблишменте стали рассуждать о том, что не плохо бы найти Туркменбаши лояльную Москве замену. Однако это абсолютно не означает, что в Москве нашлись бы люди, которые могли бы попытаться решить проблему Ниязова его физическим устранением.
В связи с этим самой правдоподобной версией "покушения" выглядит намерение Ниязова окончательно рассориться с Москвой и обратить свой взгляд на Америку. Для этого нужно всего лишь приобщиться к "борьбе с терроризмом", в одночасье став его жертвой. Взамен же от Запада можно получить не только одобрение, но и инвестиции. Чем, например, занимается Узбекистан, несмотря на проблемы с правами человека.
Не станет исключением и Таджикистан, на территории которого пока располагается только французский батальон. Сначала прошла утечка о переговорах между Душанбе и Вашингтоном о размещении на территории республики американских военных, которую опровергали - не очень старательно - в России и США и совсем не опровергали в Таджикистане. А затем последовало жесткое заявление президента Эмомали Рахмонова на показательную депортацию из Подмосковья таджикских мигрантов-строителей. Очевидно, что этим демаршем Москва хотела пригрозить Таджикистану, который в последнее время "потерял нюх".
Рахмонов же не поддался "воспитанию". Он вызвал на ковер российского посла в Душанбе Максима Пешкова, которому заявил, что депортация таджикских граждан противоречит Договору о дружбе и сотрудничестве. Таджикский президент обратил внимание посла на "целенаправленную кампанию, осуществляемую Россией по дискредитации граждан Таджикистана".
Таким образом, Таджикистан, экономика которого переживает не лучшие времена, более не намерен ждать от России желанной помощи и теперь обратится с этими проблемами к США, не жалея своей территории для размещения американских войск. На Ашхабад же у Москвы и раньше не было особых рычагов влияния, но теперь звездно-полосатый флаг появится в последнем, до сих пор свободном от него государстве Центральной Азии.