Европейский суд по правам человека на закрытом заседании во вторник отменил ранее введенный им же мораторий на экстрадицию из Грузии в Россию восьми чеченских боевиков, задержанных в начале августа с оружием в руках на чеченском участке грузино-российской границы.
Европа, по сути, дала "добро" на экстрадицию боевиков. Европейские судьи сделали, правда, важную оговорку: российская сторона должна соблюсти в отношении этих людей "нормы гуманного и правового содержания" и не применять к ним смертную казнь.
Однако Грузия не намерена форсировать процесс передачи боевиков. Комментируя принятое в Страсбурге решение, первый замминистра юстиции Грузии Георгий Цкриалашвили отметил, что вердикт Европейского суда означает: последнее слово в этой истории остается за руководством Грузии.
Проблема экстрадиции боевиков обсуждалась вчера и в кулуарах Госкацелярии Грузии. Как заявил журналистам генпрокурор Грузии Нугзар Габричидзе, "окончательное решение пока не принято".
"Российская сторона дослала в Тбилиси затребованные нами дополнительные материалы о причастности этих людей к совершенным на территории России преступлениям. Сейчас идет их изучение. Говорить же о сроках, когда реально может состояться их передача российскому правосудию, пока преждевременно", - сказал грузинский генпрокурор.
О том, что грузинской стороне на принятие политического решения потребуется "определенное время", заявил в среду и секретарь Совета национальной безопасности Грузии Тедо Джапаридзе. По его словам, принятое в Страсбурге решение не является окончательным. "Процесс будет идти в строгом соответствии с общепринятой процедурой, нормами международного права и подписанными Грузией соответствующими договорами", - сказал Тедо Джапаридзе.
Осторожность формулировок означает, что ожидать ускоренного этапирования в Россию содержащихся в Ортачальской тюрьме чеченцев вряд ли следует. Причем в Тбилиси уже решили, что двое из восьми арестантов России выданы не будут. Как сообщили корреспонденту "НГ" в Генпрокуратуре Грузии, вернувшись с состоявшихся в конце минувшей неделе в Москве переговоров, генпрокурор Нугзар Габричидзе распорядился выделить в отдельное производство уголовные дела в отношении двух нарушителей границы и передать их в Тбилисский окружной суд.
По утверждению Генпрокуратуры, следствие получило необходимые доказательства того, что обозначенные в материалах российской стороны как гелаевские боевики Руслан Тепсаев и Физули Бейсаров в действительности являются гражданами Грузии, уроженцами села Дуиси Панкисского ущелья Робинзоном Маргошвили и Георгием Куштанашвили. А раз так, то и судить их будут не по российским, а по грузинским законам и только за незаконное хранение и ношение оружия и боеприпасов и пересечение государственной границы с оружием в руках.
И в Генпрокуратуре, и в Минюсте Грузии не исключают, что остальные шестеро боевиков попытаются всячески затянуть процедуру их передачи российскому правосудию.
"Сроки этапирования этих людей в Россию, если такое решение будет все же принято, будут зависеть от самих задержанных и их адвокатов, - поясняет первый замминистра юстиции Георгий Цкриалашвили. - Во всяком случае, у них есть законное право обжаловать постановление грузинских органов прокуратуры в судебном порядке - сначала в суде первой инстанции, а затем и в Верховном суде Грузии".
Тбилиси