В течение последних 10 лет у Казахстана было два неразлучных идола - нефть и инвесторы. Благоговейное отношение к последним позволило Казахстану привлечь в республику за этот период около 17 млрд. долл. в виде инвестиций, из которых 8,7 млрд. приходилось на нефтегазовую сферу. Нефтяной идол до сих пор оказывает влияние на умы казахстанской политической элиты, что касается второго, то здесь скорее всего грядут перемены. Явным признаком того, что отношение казахстанской власти к иностранным инвесторам начинает меняться, является последний инцидент, связанный с работой одного из крупнейших в Казахстане инвесторов - международного совместного предприятия "Тенгизшевройл", которое ведет работу на самом богатом нефтегазовом месторождении страны - Тенгизе. На днях руководство "Тенгизшевройл" объявило о сворачивании проекта строительства суперсовременного газоперерабатывающего завода. Общая стоимость проекта, реализация которого должна была увеличить добычу нефти на этом участке в 2,5 раза, составила около 3 млрд. долл. Все это сулило Казахстану и определенные выгоды с точки зрения улучшения экологической ситуации на Тенгизе и создания новых рабочих мест.
По версии руководства компании, между партнерами "Тенгизшевройл" возникли существенные разногласия по поводу финансирования этих проектов. Хотя изначально было ясно, что основной конфликт интересов произошел между "КазМунайГаз", полномочным представителем казахстанского правительства, и другими акционерами "Тенгизшевройл". По заявлению официальной Астаны, вся проблема заключается в предложении партнеров отсрочить распределение доходов, что привело бы к уменьшению поступлений доходов в казахстанский бюджет на 200 млн. долл. ежегодно. Естественно, это совершенно не обрадовало руководство страны.
- Здесь казахстанская сторона твердо стоит на защите интересов своего государства: у нас запланированы поступления в бюджет от деятельности "Тенгизшевройл". Проект стал высокорентабельным, и страна должна получать от него деньги, - заявил министр энергетики и минеральных ресурсов РК Владимир Школьник.
По данным правительства, уже сейчас государственный бюджет недополучил от нефтяных компаний 50 млрд. долл. Дальнейшее ослабление по этой статье доходов кабинет министров считает невозможным. По мнению Владимира Школьника, эти противоречия партнеров совместного предприятия, которые казахстанский министр энергетики называет не иначе как "спором экономистов и бухгалтеров", не должны переводиться в политические плоскости.
Такое бодание правительства с инвесторами является достаточно уникальным явлением для Казахстана - последние долгое время были священными коровами, для которых с начала 90-х годов были созданы райские налоговые условия. Впервые за последние десять лет интересы государства были противопоставлены интересам инвесторов, а это наглядно свидетельствует о грядущих переменах на инвестиционном поле страны - очевидно, что права и льготы иностранных компаний в ближайшее время будут существенно сокращаться.
В последние два года трепет Астаны перед инвестором сменился решительностью отстаивать собственные интересы. Во-первых, благодаря благоприятной ценовой конъюнктуре на сырье Казахстан смог создать достаточно прочную экономическую платформу. Во-вторых, в стране подросла своя нефтегазовая элита, также желающая получить доступ к сырьевому пирогу, вокруг которого долгое время хозяйничали иностранцы. Для исправления этой ситуации в Казахстане готовится к принятию новый закон об инвестициях, где отменяется статья, обязывающая государство не предпринимать действий, ухудшающих положение инвесторов.
Конечно, для успокоения иностранных компаний, которые пришли в страну до принятия этого закона, в течение 10 лет им гарантируется "период налоговых льгот". При этом инвесторы имеют возможность обратиться в международный арбитраж. Также правительство заявило о недопустимости одностороннего изменения контрактов. Несмотря на это, опасность пересмотра некоторых договоров все же сохраняется.
Изменения в новом законе касаются и установления равных прав между иностранными и отечественными инвесторами, им декларирована монополия правительства на предоставление льгот и преференций зарубежным компаниям. Однако ряд последних заявлений казахстанских чиновников позволяет предполагать, что правительство намерено усиливать контроль над недропользованием и над поступлением налогов в бюджет, в первую очередь от нефтегазовых компаний.
Но сложность ситуации заключается в том, что деятельность некоторых иностранных инвестиционных компаний, особенно в нефтегазовой сфере, когда-то начиналась при непосредственной поддержке президента Назарбаева, глава Казахстана почти в каждом выступлении говорил о необходимости улучшать инвестиционную привлекательность страны. Кроме того, не стоит забывать, что за спиной крупных западных инвесторов стоят не только экономические, но и геополитические интересы государств, чье мнение не может игнорировать руководство Казахстана. В то же время Астане не стоит переоценивать свои силы и экономические возможности, ведь уровень политических и инвестиционных рисков в стране в последнее время увеличился. Так что, следуя мудрой поговорке, опасно бросаться камнями, если сам живешь в стеклянном доме.
Алма-Ата