Генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон и премьер-министр Чехии Милош Земан не нашли в Праге места для Лукашенко.
Белорусский президент Александр Лукашенко серьезно напуган возможностью того, что Чехия откажет ему лично и всей белорусской делегации в выдаче виз для участия в Пражском саммите НАТО. Во всяком случае, Прага пока не спешит с этим. А это уже выбивает у Лукашенко козырь, который ему важно иметь для того, чтобы самым решительным образом повлиять на позицию России по поставкам газа в Белоруссию. Поэтому официальный Минск заявил вчера, что в случае, если белорусская делегация по вине Праги не доберется-таки до натовского мероприятия, которое должно состояться 21-22 ноября, то реакция Белоруссии "будет самой жесткой".
Иметь визы на руках Лукашенко важно было уже вчера, когда прибывший в Москву премьер-министр Белоруссии Геннадий Новицкий вел со своим коллегой Михаилом Касьяновым переговоры о "скорейшем урегулировании проблемы поставок российского газа". Причем Новицкий, по всей видимости, получил от президента Александра Лукашенко совершенно конкретные установки, какими аргументами и в каком тоне вести диалог. Лукашенко недвусмысленно дал понять, что Россия должна "заплатить" Белоруссии за четкую пророссийскую позицию в известном вопросе разрешения проблемы Калининградской области. А также за то, что Минск все годы белорусско-российского сотрудничества вел с Москвой честную политику, не заигрывая, подобно Киеву, одновременно с ЕС, НАТО и США. Кроме того, белорусское правительство получило распоряжение лидера страны "немедленно приступить к проработке имеющихся вариантов по альтернативным поставкам энергоресурсов в Белоруссию". "Мы не можем дальше терпеть такую зависимость от одного государства", - сказал он. Таким образом, белорусский батька пытается угрожать одновременно и Праге, и Москве. Очевидно, что возможность невыдачи виз была бы и серьезным ударом по его авторитету как лидера страны. "Это унижает белорусский народ, эта постановка вопроса нарушает все возможные нормы и правила, поскольку специального приглашения на этот саммит не требуется", - подчеркивает пресс-секретарь главы государства Наталья Петкевич.
По мнению помощника президента Белоруссии Игоря Лещени, истинные причины нежелания руководства НАТО видеть делегацию республики на саммите в Праге заключаются в том, что "там знают нашу принципиальную позицию о недопустимости безальтернативного силового решения в конфликтных ситуациях, особенно в обход соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН". Это касается прежде всего позиции Белоруссии по Югославии и Ираку. Руководство НАТО, считает помощник, "еще недостаточно демократично, чтобы быть готовым услышать позицию, не совпадающую со своей собственной".
Белорусский МИД устами начальника управления международной безопасности этого заведения Александра Байчарова также заявил, что "если в нарушение международного права чешская сторона не выдаст визы белорусской делегации, то, безусловно, последует самая жесткая официальная реакция и последствия будут самыми серьезными".
В какой конкретно форме будут выражены эти "жесткие меры", в Минске не уточняют. Петкевич довольно беспомощно намекнула, что белорусская сторона "может довести до мировой общественности истинную позицию руководства НАТО в отношении Белоруссии".
Белорусские же политики, в той или иной степени дистанцированные от официальных властей, считают, что заявленная "жесткость" носит лишь декларативный характер. Скажем, бывший замглавы администрации президента, а ныне депутат Национального собрания Иван Пашкевич полагает, что Минск вряд ли сможет предпринять что-либо серьезное. "Вручат разве что еще ноту протеста чешскому послу в Белоруссии, - сказал он корреспонденту "НГ" в Минске. - Возможно также ограничение передвижения по территории страны чешских граждан"... "Но я думаю, - добавил депутат, - что до этого не дойдет".
А заместитель председателя Белорусского Хельсинкского комитета и известный в Белоруссии адвокат Гарри Погоняйло в контексте происходящих событий считает, что "Лукашенко на всех политических полях продемонстрировал свою полную неосведомленность и негибкость позиции. Да вообще его политическая грамотность оставляет желать лучшего. О какой ответной реакции на решение Праги может вообще идти речь?! Кроме сотрясания воздуха, Белоруссия ничего предпринять не сможет. Это же очевидно. За счет своих крепких легких он "дует" сейчас и на Россию, и на Запад, и на НАТО. Но только ближайшее его окружение, находящееся в полутора метрах от него, и ощущает это дуновение. Это сотрясание воздуха рассчитано только на них".
Что же касается реальных результатов, то вчерашние переговоры Новицкого и Касьянова завершились в пользу российской стороны. Украинскому премьер-министру пришлось признать, что у Белоруссии есть-таки задолженность за российский газ в размере свыше 80 млн. долл. Кроме того, Минск обещал России снять ограничения на акционирование "Белтрансгаза", что позволит к середине 2003 г. создать российско-белорусское совместное предприятие по управлению единой газотранспортной системой. Причем, как рассчитывает Москва, соответствующий законопроект о снятии ограничений на акционирование "Белтрансгаза" будет направлен в белорусский парламент уже сегодня.
Минск